'
Махмудова М.Ф.
ОБУЧЕНИЕ СТИЛЯМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в статье анализируется обучение стилям речи на уроках русского языка в узбекской школе
Ключевые слова:
русский язык, преподавание, обучение языку
При обучении русскому языку как неродному программа и учебник «Русский язык» для школ с узбекским языком обучения предусматривают темы, связанные с разными стилями русской речи. Обучение функциональным стилям речи, особенно в средних и старших классах школы является актуальной. Задача преподавателя русского языка – дать учащемуся представление о наборе социально значимых синонимических вариантов и вооружить его умением пользоваться вариантами понятийного содержания в конкретных условиях общения. Открытость общества способствует сегодня более широкому обмену опытом преподавания неродных языков с коллегами из России, стран СНГ и других государств. Этот опыт обогащает методику преподавания русского языка как неродного, потому что в западных странах коммуникация на нескольких языках давно стала нормой повседневной жизни. Однако роль стилистики в обучении языку еще недостаточно учитывается методистами. Стилистика как наука, изучающая вариантность языковых средств их целесообразное применение в отношении содержания высказываний сферы общения, целей и ситуаций, должна включаться в учебный процесс на поздних этапах овладения языком (10-11 классы). Непосредственное отношение к стилистике имеет ситуативный уровень, который синтезирует умение первых трех уровней и позволяет применить полученные знания в определенной ситуации. Так как ситуация общения представляет собой многокомпонентное образование (говорящий и его социальная роль; слушающий и его социальная роль; отношения между говорящими и тональность их общения), ситуативные переменные требуют использования различных языковых средств при разных коммуникативных обстоятельствах. Стилистическая информация имеет серьезное методическое значение в преподавании русского языка как неродного, прежде всего, потому, что именно она содержит сведения о принадлежности субъекта речи к определенной социальной группе и времени, об отношениях между говорящими, о культуре говорящего и о его социальной роли. Это те самые сведения, которые формируют коммуникативную компетенцию. Поэтому уже на первых уроках русского языка как неродного, научив официальной форме обращения к учителю (Мария Петровна, Лола Икрамовна), преподаватель должен дать не только еще один вариант этого имени (Маша, Леля), но и отметить иную его стилистическую принадлежность, рассказать о различии коммуникативных ситуаций, в которых используется первый и второй варианты. Точно также он должен поступить и тогда, когда здоровается со студентами: "Здравствуйте!" "Добрый день" - эти формы нейтральные, пригодные для любой ситуации; "Привет" - фамильярная форма, употребляется при встрече хорошо знакомых людей, ровесников, находящихся в одном социальном статусе. Единообразная структура тренировочных упражнений с заданиями на наблюдение, на копирование, на трансформацию и порождение речи в пособиях для начинающих должна основываться на минимальном объеме текста - от словосочетаний до нескольких предложений. Газетный текст давно используется в обучении русского языка как неродного в качестве учебного текста. Однако разработок методического характера по работе с газетным материалом на разных этапах обучения очень мало. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий учитель должен подводить их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Рассказать вкратце о разных типах стилей русской речи, подробнее о научно - популярном, который отличается от разговорной, деловой, специальной и др. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся "примеряют" на себе различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке знаний каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным и развивает коммуникативные навыки учащихся. Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса или группы и это его подтягивает и заставляет работать над собой. Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительнообобщающих уроках или на уроках изучения нового материала. На уроках изучения нового материала можно использовать прием метода мозговой штурм совместный поиск в парах - "что мы об этом знаем?".
Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 3
Ссылка для цитирования:
Махмудова М.Ф. ОБУЧЕНИЕ СТИЛЯМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №5 (26) том 3. С. 49 - 52. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3086 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*