'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  126 просмотров

Останин В.А.

  


ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЯС-ПУТЬ»КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКОЙ МЕЧТЫ О ВЕЛИКОМ ВОЗРОЖДЕНИИ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ *

  


Аннотация:
практическое воплощение глобального проекта «Пояс – Путь» можно характеризовать как грандиозный замысел, призванный для преобразования Евразийского континента, а также сопряженным с путем стран и территорий. Проект следует рассматривать как инструмент, посредством которого Китай может практически реализовывать «Великую китайскую мечту возрождения Китая». Китай этим проектом выходит вовне, он объективно нуждается в остальном мире, одновременно и остальной сопряженный с проектом мир нуждается в китайских инвестициях   

Ключевые слова:
Глобальный проект «Пояс – Путь», Китай, китайская мечта, общество единой судьбы, нация, национальная идея, возрождение китайской нации   


Введение. Анализ выступлений руководителя компартии Китая Си Цзиньпина, а также руководителей второго уровня Китая позволяет сделать вывод о том, что главной внешнеполитической инициативой становится создание Экономического пояса Шёлкового пути, который начинается с города Сиань провинции Шэньси. «Пояс-Путь» предполагает выстраивание прямого сухопутного коридора из Китая, далее через Среднюю Азию, Турцию, Иран, что позволяет организовать выход на рынки Европы. Тем самым Китай купирует угрозы товаропотоков через Южно-Китайское море, которое сейчас является практически основной товарной артерией. [1, с. 13] Несмотря на некоторые разночтения в понимании великой китайской мечты, суть её, скорее всего, можно свести к возрождению китайской нации. Данная идея «Великого единства» неявным образом получала своё выражения еще со времен существования неустойчивых государственных образований, которые еще не отождествляли себя со «Срединным государством», но получают некоторое оформление как «Великое единство» в период династии Западная Чжоу, которую после сменила династия Цинь. По свидетельству китайского историка Ли Лина актуальной проблемой было обеспечить единство принципов пяти основных наций современного Китая с тем принципами единства той эпохи, которые были выдвинуты первым императором династии Цинь Ши-хуанди, положивший конец двухсотлетней эпохи «Воюющих царств». Однако эти государственные образования имели различающиеся языки, различную иероглифику и их объединение в империю Цин было осуществлено насильственно. Связь времен в понимании идеи мечты о «Великом единстве» обнаруживается в трудах Сунь Ят-сена, который реинкарнировал прежние принципы эпохи Цинь Шихуанди, не привнеся принципиально нового в сами принципы единства. [1, с. 27] Однако возникает вопрос к пониманию объединения отдельных царств, а именно, насколько это насильственное объединение претендует на возникшее государственное образование династии Цинь как китайскую нацию, принципы объединения которой реинкарнировал Сунь Ят-сен? Под нацией в научных исследованиях, часто понимают сообщество людей, в котором люди имеют общие происхождение, отличаются общими традициями, культурой, языком, имеющих институты власти, экономические интересы, политическую власть. Эти признаки уже свидетельствуют о том, что как таковой китайской нации в эпоху создания «Срединного государства» не существовало, если опираться на выше описанный концепт понятия. Сменившая империю Цинь империя Хань не отличалась признаком единого народа, Даже имевшую письменность ханьцы не всегда понимали друг друга. В настоящее время ханьцы являются господствующей этнической группой китайцев. Но ханьцы, которые дали имя династии Хань, тем не менее не есть однородное единство китайского этноса. Люди, которые проживали в  империи Хань, стали ассоциироваться уже с китайцами. (Здесь уместно привести слова исследователя Л. Гумилёва, который несколько в вольной форме заявил, что назвать жителя Китая китайцем, равносильно тому, что мы определим человека, проживающего в Европе, как европеец. Но европеец не есть народность, не есть нация. Это означает не более, что он проживает на территории Европы). Некоторую аналогию можно провести как к китайцу, так и ханьцу. Это не говорит о том, к какому народу, этносу относится житель. Как свидетельствуют некоторые источники, сами ханьцы объединяют в себе около восьми народностей, которые не всегда понимают друг друга, говорят на разных диалектах, имеют различающиеся культурные традиции. В настоящее время в Китае проживает более 1,4 млрд человек, их них абсолютное большинство идентифицирует себя как ханьцы. Однако, как было заявлено выше, ханьцы не есть единая нация, если под нацией понимать, как сообщество, имеющее один язык, общую культуру, единое государство, единую территорию. Следовательно, великое возрождение китайской нации может предполагать, что этнический признак в понимании и практики реализации процесса великого возрождения Китая отходит на вторые, третьи роли. Возрождение китайской нации, несёт в себе и такой признак, как объединение, притяжение в «центральному государству» внешних народов, их добровольное инкорпорирование в тело «единого Китая». Этот принцип объединения Китая видный историк Ли Лин противопоставляет модели объединения народов, за счет их поглощения, порабощения. Так, Китай терпел неудачу от попыток управления Китаем из Шанхайского региона. Ли Лин полагал, что Конфуций не стремился построить институт государства, опираясь на нравственные принципы и гуманизм в отношениях. Конфуций стремился к возрождению Китая первой династии Чжоу. Эту мысль была подчеркнута в выступлении Си Цзиньпина 29 ноября 2012 году «Великое возрождение китайской нации – величайшая мечта китайской нации с начала нового времени». [2, с. 48-49] Атрибутивными признаками мечты китайской нации становятся понимание вековых чаяний целых поколений китайцев, отражающих совокупные интересы всей китайской нации и всего китайского народа, и это является общим стремлением всех сынов и дочерей китайской нации. Это неразрывная связь  судеб каждого человека со судьбой всей страны и нации, когда понятие хорошей жизни имеет место тогда, когда все в стране и у нации станет хорошо. В конечном счете китайская мечта обретает конкретные индикаторы своего воплощения также в привязке к конкретным периодам времени. «У каждого человека свои идеалы и устремления, у каждого и своя мечта о будущем. Сейчас, когда все вокруг говорят о китайской мечте, мне думается, что для китайского народа его величайшей мечтой с Нового времени является осуществление великого возрождения китайской нации». [2, с. 48] Это полное построение среднезажиточного общества к столетнему юбилею Коммунистической партии Китая и создание богатого и могущественного, демократического и цивилизационного социалистического государства к столетнему юбилею образования КНР. О придании национальной значимости этому национальному движению свидетельствует то, что 29 ноября Китай официально отмечает этот день Китайской мечты. Данная постановка глобальной цели китайского правительства вынуждает обратиться к самой идеи – что есть нация с китайской спецификой? Обращение к историческим исследованиям относительно формирования наций позволяет констатировать, что прежде объединения базировались на насилии. «Единство всегда создаётся насильственно…», писал Эрнест Ренан. [3] Относительно этого тезиса мы можем отметить, что эти процессы в подобной форме протекали в прошлом, даже если они и облекались в формы «добровольных» присоединений Австрии к Германии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Украины, Западной Белоруссии к СССР. Аннексия (Anschluss -- нем., ad nectere -- лат.) как признак присоединения, опираясь на насилие, может стать исторически преходящим, что и показала последующая история распада единого прежде СССР. Таким образом присоединение не становится признаком, обладающим качествами необходимости и достаточности для становления единой нации. Каждая нация должна имеет право реализовать свою суверенность, т.е. право на самоопределение. Насилие при объединении без подкрепления права на самоопределение присоединенной нации не формирует единую нацию. При этом мы ранее отмечали, что признак народности здесь не становится ни необходимым, ни достаточным.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Останин В.А. ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЯС-ПУТЬ»КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКОЙ МЕЧТЫ О ВЕЛИКОМ ВОЗРОЖДЕНИИ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ // Вестник науки №5 (26) том 3. С. 53 - 67. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3087 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3087



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.