Баранова Н.Ю. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №5 (26) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  4 просмотров

Баранова Н.Ю.  


ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы учета нематериальных активов в современных условиях, выделена ценность и необходимость данных активов при формировании полной информации о хозяйственных процессах организации. Основное внимание направленно на проблемы идентификации нематериальных активов, определение срока амортизации, формирования первоначальной стоимости   

Ключевые слова:
нематериальные активы, бухгалтерский учет, амортизация, оценка, МСФО   


В современных условиях обладание активами нематериального плана повышает привлекательность и конкурентоспособность любой крупной организации. Применение в производственной или управленческой деятельности собственных изобретений и разработок свидетельствует об инновационности организации. Даже фирменный логотип или торговая марка показывают, как ответственно данная организация относится к развитию бренда. А это является важным преимуществом в борьбе с конкурентами за место в своей рыночной нише. Нематериальные активы включают патенты, авторские права, торговые марки, торговые названия, лицензии на франчайзинг, государственные лицензии, Гудвилл и другие объекты, которые не имеют физического содержания, но обеспечивают долгосрочные выгоды для компании [3, с. 57]. Компании учитывают нематериальные активы в той же мере, в какой они учитывают амортизируемые активы и природные ресурсы. Нематериальные активы бывают двух видов: 1. Идентифицируемые нематериальные активы – это те, которые могут быть отделены от других активов и даже могут быть проданы организацией. Это такие активы, как интеллектуальная собственность, патенты, авторские права, товарные знаки. Программное обеспечение и другие связанные с компьютерами активы, также классифицируются как идентифицируемые. 2. Неидентифицируемые нематериальные активы - это те, которые физически не могут быть отделены от организации. Наиболее распространенным неидентифицируемым нематериальным активом является гудвилл. Если же говорить о классификации нематериальных активов в бухгалтерском учете, то здесь важнее пути их появления. В этом смысле распределение можно проводить по таким аспектам как:  способ появления (собственное производство, покупка, дарение);  эксплуатация (применяемые или не применяемые в определенный период);  амортизация (подлежат ли ей по какому-либо способу или не подлежат). Стоимость нематериальных активов систематически распределяется на расходы в течение срока их полезного использования или законного срока службы. Нематериальные активы приобретаются в результате объединения малого бизнеса или разрабатываются внутри организации. Процесс отнесения стоимости нематериальных активов к расходам называется амортизацией, и организации почти всегда используют линейный метод амортизации нематериальных активов. Износ НМА является больше моральным – то есть интеллектуальные достижения устаревают, уступают лидирующие позиции новым. В целом, нематериальные активы – одна из самых сложных статей для отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Одной из первых проблем, связанных с учетом нематериальных активов, является их идентификация. На сегодняшний день нет четко разработанной методики идентификации и оценки нематериальных активов, в результате чего значительная их часть не отображается в бухгалтерской отчетности. Актив идентифицируем, в том случае, когда он может быть отделен от организации и продан, передан, лицензирован или арендован, или же возникает из договорных или иных юридических прав, независимо от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от субъекта, других прав и обязательств. Согласно вышеуказанным признакам нематериальные активы - это внеоборотные активы, не имеющие физических свойств. Как и другие внеоборотные активы, нематериальные активы должны соответствовать определению актива, а также критериям признания для официального отражения данной статьи в бухгалтерском учете организации. Согласно же МСФО, нематериальные активы являются идентифицируемыми неденежными активами, не имеющими физического содержания. И в отечественном, и в зарубежном учете указано, что нематериальные активы должны приносить компании экономические выгодды в будущем. Но в данном случае, можно отметить, что доказать получение экономических выгод от такого нематериального актива как товарный знак практически невозможно. Следовательно, предприятию обосновать правомерность признания данного объекта в качестве нематериального актива будет составлять проблему. Также примером может быть гудвилл. Он представляет собой будущие экономические выгоды от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. В некоторых случаях нематериальный актив может содержаться на материальном объекте или в нем самом. Очевидными примерами являются  компьютерные программы, фильмы и лицензионные соглашения. В таких ситуациях требуется суждение, чтобы определить, какой элемент является более значимым. В случае машины, включающей программное обеспечение, которое не может эксплуатироваться без программного обеспечения, вся номенклатура будет рассматриваться как основные средства. Однако для работы с материальным активо043C дополнительное программное обеспечение на компьютере не требуется и поэтому будет учитываться как НМА. Опыт и трудовые успехи любого работника не являются активом фирмы в силу того, что они не могут использоваться отдельно от конкретного обладателя. А для того чтобы нематериальный ресурс стал активом предприятия, он должен иметь возможность идентифицироваться без связи с прочими объектами. Но при этом навыки работников, их интеллектуальные и профессиональные достижения в высокотехнологичных компаниях или же в спортивных сборных являются основным источников получения прибыли и по экономической сущности соответствуют категории нематериальных активов. Гудвилл не соответствует определению МСФО, поскольку он не идентифицируется. Но он по-прежнему является нематериальным активом, рассматриваемым как отдельный класс. Основное отличие гудвилла от других нематериальных активов состоит также в том, что он не амортизируется. Гудвилл как нематериальный актив представляет собой разницу между ценой приобретения актива и его истиной рыночной стоимостью. Он создается, когда выплачивается репутационная премия за приобретение активов. Исследование рынка акций, талант управления, умение представлять статистические отчетные данные в нужном свете могут создать необходимое поле для репутационного развития, что, в свою очередь, повышает возможность получить как премиальную цену за свои акции, так и кредиты на лучших условиях. Кроме того, одной из проблем учета нематериальных активов является определение срока полезного использования. Это связано с тем, что затруднительно определить конец срока начисления амортизации. Также данная проблема усложняется тем, что у НМА нет материально-вещественной формы

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 3   


Ссылка для цитирования:

Баранова Н.Ю. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ // Международный научный журнал Вестник науки №5 (26) том 3. ISSN 2712-8849. С. 76 - 84. 2020 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3090 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2020