'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 3
  4. Научная статья № 17

Просмотры  180 просмотров

Тюрин К.С.

  


РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ (ПРИМЕНЕНИЯ) ОГОВОРКИ О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ И НОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности в применении оговорки о публичном порядке и норм непосредственного применения в международном частном праве   

Ключевые слова:
МЧП, право, закон   


Нормы непосредственного применения, а также оговорка о публичном порядке, толкование данных механизмов, применяемых в международном частном праве, в доктрине зачастую смешивается. Причиной этому является цель, которую оба эти механизма проявляют в процессе установления норм применимого иностранного права. Она заключается в ограничении применения норм иностранного права к соответствующим правоотношениям, регулируемым нормами МЧП. Эта функция является одной из основополагающих черт сходства обоих инструментов МЧП. Однако, сама реализация этой цели, осуществляемая посредством применения данных механизмов, имеет некоторые различия. Под нормами непосредственного применения («сверхимперативными нормами») понимается особая группа норм национального законодательства, которая способна ограничивать автономию волю сторон и действие иных коллизионных правил.[1] При этом непосредственно отделено понятие императивной нормы в контексте МЧП и ГП, поскольку не всякая императивная норма, непосредственно устанавливающая запрет, будет являться нормой непосредственного применения.[2] Сама сущность данных норм заключается в охране ими «императивных положений … имеющих значение для охраны публичных интересов государства». Значит один из основных признаков механизма норм непосредственного применения – их существенность для государства. В этом состоит и их отличие от оговорки о публичном порядке, коль скоро порядок не является одной отдельной нормой, применение которой обязательно и не может быть исключено сторонами. Данная идея получила свое отражения в Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., Регламенте (ЕС) N 593/2008 от 17 июня 2008 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам" (Рим-I). В ГК РФ пояснения относительно применения сверхимперативных норм содержатся в ст. 1192 ГК РФ. Статьей предусматривается, что сам раздел международного частного права в гражданском кодексе не затрагивает применения императивных норм, которые вследствие указания в самих нормах или ввиду их особого значения, применяются независимо от подлежащего применению права. Так, помимо демонстрации дополнительно критерия сверхимперативности – указания такого в самой норме, выделяется первоочередность императивной нормы и ее направленность на защиту основных интересов общества. В то же время применение сверхимперативной нормы не исключает применение иностранного права к тому же правоотношению, если это предусмотрено коллизионной нормой. Основная задача сверхимператива заключается в охране конкретного положения частноправового законодательства. Примером может послужить норма ст. 158 СК РФ, согласно которой иностранные браки признаются в той степени, в которой они не противоречат ст. 14 СК РФ.[3] При этом иные правоотношения, возникающие в таком браке, могут быть урегулированы иностранным правом. Положения статьи 1192 ГК РФ также допускают возможность использование иностранных сверхимперативных норм, однако с необходимым соблюдением требование об отсутствии противоречия нормам непосредственного применения ГК РФ. Оговорка о публичном порядке имеет более общее и широкое значение при использовании ее в качестве ограничителя при применении норм иностранного права. Суть данной оговорки состоит в исключении применения иностранного закона, несовместимого с порядком страны суда. К тому же понятие публичный порядок  является комплексным, что отличает его от нормы непосредственного применения. Это совокупность норм, правовых предписаний, составляющих в общем основу социальноэкономического строя и правовой системы. В доктрине отмечают, что сам публичный порядок вследствие его прямой зависимости от социально-экономических факторов подвержен непосредственному изменению и определяется на конкретный момент времени. [4] С зависимостью публичного порядка от общественного развития связан и две концепции публичного порядка – позитивная и негативная. Первая основано на том, что сам публичный порядок страны суда исключает возможность применения коллидируещей нормы независимо от ее свойств. Вторая концепция заключена в свойствах иностранной нормы, которые делают ее неприменимой. В любом случае при применении концепции публичного порядка речь идет о нормах иностранного права в общем без их разделения на диспозитивные и императивные. В этом заключается еще одно отличие механизмов применения сверхимперативной нормы и публичного порядка. Статья 1193 ГК РФ устанавливает два важных положения по поводу концепции функционирования публичного порядка. Явное противоречие норм иностранного законодательства публичному порядку напрямую исключает их применение. Здесь в отличие от механизма сверхимперативных норм подчёркивается значения не публичного интереса, а скорее правопорядка государства в общем. При этом отказ может быть основан только на прямом противоречии и не допускается при наличии лишь различия правовой, политической или экономической системы государства. Так демонстрируется значимость совокупности признаков для определения публичного порядка, а не отдельных элементов его структуры. В противном случае это бы привело к затруднению применения норм иностранного права в целом. ВС РФ в п. 12 ПП ВС РФ № 24 разъясняет, что само отсутствие аналогичного правового института в российском праве не является основанием для применения оговорки о публичном порядке. Следовательно, формируется еще одно различие – применение оговорки о публичном порядке содержит в себе некоторые диспозитивные возможности, которые напрямую исключены в механизме использования норм непосредственного применения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тюрин К.С. РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ (ПРИМЕНЕНИЯ) ОГОВОРКИ О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ И НОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ // Вестник науки №5 (26) том 3. С. 99 - 102. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3094 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3094



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.