'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  105 просмотров

Павлова Е.Ю.

  


СИНТЕЗ ИСКУССТВ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности синтеза искусств в театральных зданиях 19-20 веков, анализируется их архитектурно-художественный образ, путем изучения всех синтезирующих искусств: садово-паркового искусства, скульптурного искусства, живописи и т.д.   

Ключевые слова:
синтез искусств, театр, театральное пространство, архитектурно-художественный образ   


Синтез искусств позволяет на основе сочетания специфических средств выразительности и образных возможностей различных видов искусства достичь наиболее полного воплощения и раскрытия идейно-художественного содержания ансамбля и его активного воздействия на человека, поэтому основой подлинного синтеза искусств всегда была и остается целостность идейного замысла. [1] Задача синтеза искусств состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого цельно-художественного образа. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, потому что подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов, но и эстетическое качество, которое возникает в результате художественного взаимодействия этих произведений. [2] Синтез искусств понимается нами как сочетание различных видов искусств, оказывающее единое эстетическое воздействие. Понятие синтеза, то есть соединения, объединения, различных видов искусства в рамках единого художественного целого, ярко проявляет театр. Как пример такого синтеза можно рассмотреть несколько знаменитых театральных зданий. Большой театр, без сомнения, можно назвать главной культурной площадкой Российской Федерации. В 1820-е годы была реконструирована площадь перед бывшим Петровским театром, сгоревшем в пожаре. По замыслу архитектора Осипа Бове театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью. Появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра. Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра. Его главный фасад был решен в крупных, выразительных и чрезвычайно лаконичных формах позднего классицизма, восьмиколонный ионический портик торжественно выделялся на фоне глухой поверхности стен, плоский квадровый руст и лента орнаментального фриза под карнизом составляли единственный декор стенной поверхности главного фасада. Здание о восьми колонах в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". В 1853 году по неизвестной причине в театре начался пожар, здание пострадало. Дальнейшая история Большого театра была связана с именем главного архитектора императорских театров — Альбертом Катериновичем Кавосом. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Вид здания претерпел сильные изменения. Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой скульптуры Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. [3] Пейзаж крупнейшего австралийского города Сиднея однозначно узнается среди тысяч других городов мира. Это происходит благодаря двум элементам: арочному мосту Харбор-Бридж и необыкновенному зданию многопрофильного театра, более известному под именем «Опера-хаус» (Opera House). Этот театр является одним из самых знаменитых зданий в мировой архитектуре. В 1950-е годы происходила смена мировых архитектурных предпочтений: на смену скучному консервативноиндустриальному «интернациональному стилю» с характерными железобетонными «коробками» приходило нечто совершенно иное, выражающееся в эффектных чистых линиях криволинейных форм явно природного, органического происхождения. Новый стиль назовут «структурный экспрессионизм» или «структурализм». Образующие крышу театра парусообразные оболочки делают его уникальным и непохожим ни на одно другое сооружение на Земле. Поскольку с трех сторон постройка окружена водой, она выглядит как плывущий под парусами фрегат. Проект, предложенный Утзоном, был очень оригинальным, ярким и красивым, возвышающиеся над заливом веерообразные крыши придавали сооружению романтический вид. Как объяснял сам архитектор, на создание такого проекта его вдохновила кожура апельсина, нарезанная по секторам, из которых можно было составлять полусферические и сферические фигуры. Сиднейский оперный театр выполнен в стиле экспрессионизма с присущим новаторским и радикальным дизайном. Вся крыша облицована бежевыми и белыми керамическими плитами – за счет такого сочетания цветов создается интересный эффект движения. Оперный театр в Австралии прежде всего необычен тем, что в отличие от других сооружений подобного типа, выполненных в классическом стиле, являет собой яркий образец экспрессионизма, демонстрирующий новый взгляд на архитектуру. [4] Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького — один из крупнейших театров Ростова-на-Дону. Его здание известно в архитектурном мире как поздний памятник конструктивизма. Строительство здания театра было задумано в 1929 году. В основу архитектурных форм здания была положена стилизация гусеничного трактора, скорее всего, первого советского трактора «Коммунар». Такие  крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, называли театр жемчужиной советской архитектуры. Здание Ростовского драматического театра было построено в 1935 году по проекту В. Щуко и В. Гельфрейха. В те времена в СССР стиль конструктивизм был очень популярен, как авангардное направление в архитектуре и изобразительном искусстве. До сих пор поражает их мысль: ведь никогда и никому на нашей планете не приходило в голову соединить храм искусства с образом «автомашины для буксировки прицепных повозок или для тяги сельскохозяйственных орудий», т.е. трактора. А по задумке В. Щуко и В. Гельфрейха здание театра должно было «бороздить просторы театральной нивы». На скульптурных горельефах скульптора Сергея Королькова - «Железный поток» и «Гибель Вандеи» запечатлена братоубийственная война, которая особо проявилась на Дону. [5, с.87] Ростовский театр стал одним из самых ярких примеров этого стиля. Он и вправду был стилизован под гусеничный трактор, что не помешало зданию выглядеть вполне "театрально" - в этом, казалось бы, сочетании не сочетаемого и заключается гениальность проекта. Недаром макет ростовского драмтеатра, наряду с макетом собора Василия Блаженного, находится в Лондонском музее истории архитектуры как образец яркости и талантливости русской архитектуры. Здание театра, построенное в 1935 году, в годы войны было разрушено и восстановлено после войны в 1963 году. Восстановленный к 1963 году театр стал значительно меньше. Проект реконструкции был выполнен группой архитекторов: В. М. Аникиным, В. Н. Разумовским, В. В. Леонтьевым под руководством Н. Н. Семененко и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. В результате реконструкции в театре остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика. С тыльной стороны здания была построена сценическая площадка, которая получила известность как «Зеленый театр». [5, c.88] 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Павлова Е.Ю. СИНТЕЗ ИСКУССТВ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ // Вестник науки №5 (26) том 4. С. 26 - 30. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3109 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3109



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.