'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  129 просмотров

Гончарова А.Н.

  


МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА *

  


Аннотация:
в данной статье исследованы механизмы управления инновационным и научнотехнологическим развитием региона на примере Самарской области. Рассмотрены результаты применения данных механизмов и их эффективность   

Ключевые слова:
инновации, инновационное развитие, научно-технологическое развитие, субъекты РФ   


Ожидаемыми результатами Государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" является формирование целостной системы устойчивого воспроизводства, привлечения и развития инженерных и предпринимательских кадров (интеллектуального потенциала) для научно-технологического развития страны, обеспечение высокого престижа научнотехнологической деятельности, формирование понимания ценности результатов интеллектуального труда, повышение восприимчивость общества и экономики к инновациям. Также должны быть созданы условия и обеспечен рост инвестиций в исследования и разработки, обеспечены высокие темпы получения и освоения новых знаний. В связи с этим инновационное развитие становится важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста. Экономический кризис, который поражает мир так же, как и российскую экономику, показал насущную необходимость использовать множество путей, способов избежать глубокого экономического спада, роста безработицы и инфляции, уменьшения уровня и качества жизни. Ключевую роль в решении этих проблем играют инновационные стратегии, осуществляющиеся на разных уровнях управления, в том числе и на региональном. Основополагающую роль в процессе инновационного развития регионов играют производственные организации, осуществляющие новую бизнес-идею, удовлетворяющую требования на определенные типы продуктов, технологий и услуг, предметы потребления. Достигнуть этой цели возможно за счет различных инноваций, которые могут быть классифицированы следующим образом: - технологические инновации, нацеленные на создание и развитие в производстве новых продуктов, технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, внедрения мер по защите окружающей среды; - индустриальные инновации, сосредоточенные на полном расширении, разнообразии производственных действий; - экономическое новшество, которое изменяет воздействие производственных действий; - коммерческие инновации, разработанные для изменений в маркетинговой деятельности; - социальные инновации, направленные на улучшение условий труда, штата социального обеспечения. Проблема модернизации нынешней экономической системы или создания совершенно новой – инновационной – является актуальной практически для всех субъектов Российской Федерации. Инновационное развитие региона – это развитие новой качественной структуры, что ведет к изменению пропорций между секторами и внутри секторов между отдельными отраслями, которое основано на использовании результатов научнотехнического прогресса в виде новой продукции, использовании новых технологий, знаний и т. д. Управление региональным инновационным развитием может осуществляться как в рамках общей стратегии развития региона, так и в качестве специальных систем управления, которые имеют все необходимые элементы: четкую структуру, принципы функционирования, информационное, экономическое, юридическое, организационное и кадровое обеспечение. Однако из-за большого  разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации невозможно стандартизировать стратегию инновационного развития регионов. Поэтому программа инновационного развития должна учитывать индивидуальные особенности отдельных регионов. Процесс инновационного развития регионов должен проходить постепенно, меры управления осуществляться всесторонне. Рассмотрим определение механизма инновационного развития региона. Это определенный набор единиц, которые гарантируют предприятиям достижение ожидаемых результатов развития. Мировая практика показывает, что создание хорошей функционирующей системы инновационного управления требует всесторонней интеграции государственных и деловых структур, необходимо построить национальную систему инновационного развития региона, которая будет базироваться на системе отношений между элементами социально-экономического комплекса и инновациями. Согласно этому, инновационные процессы должны быть объединены между развитием экономики и общества. Однако, как уже было отмечено выше, необходимо учитывать индивидуальные особенности социально-экономического развития каждого региона. В настоящее время в Самарской области поддержке инновационного предпринимательства уделяется особое внимание. В регионе сформирована экосистема поддержки высокотехнологичного бизнеса, которая состоит из важнейших инструментов: технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», особая экономическая зона, центр поддержки экспорта. В 2020 году начал работу региональный фонд развития промышленности. Необходимо отметить, что научно-технологические парки и технопарки являются одними из основных инструментов реализации процесса инновационного развития регионов. Создание таких парков в регионах способствует: развитию наукоемкого сектора экономики, поддержке предпринимателей, развитию высокотехнологичного производства, популяризации нано-технологий, увеличению числа ученых и исследователей, созданию рабочих мест и формированию социальной инфраструктуры.  В настоящее время в Самарской области проводится последовательная работа над улучшением инвестиционного климата региона. С каждым годом появляются всё новые механизмы поддержки инновационного бизнеса. Такая целенаправленная работа приносит свои плоды – в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, который составляется Агентством стратегических инициатив, за 2 года регион поднялся на 41 позицию, обеспечив себе место в тройке лидеров по динамике роста инвестиционной привлекательности. В Самарской области наращиваются масштабы изобретательской деятельности, внедрения новых технологий. Растет число организаций, использующих в своей работе передовые производственные технологии. Также проводится активная работа по созданию интеллектуальной собственности и закреплению прав на неё. В Самарской области сформирована нормативно-правовая и организационная база, которая охватывает использование многообразных форм государственной поддержки инновационной деятельности: предоставление грантов, субсидий, вхождение в уставный капитал, софинансирование проектов совместно с федеральными институтами, консультационная и организационная поддержка. Основным механизмом финансовой поддержки инновационного комплекса региона являются подпрограммы «Развитие инновационной деятельности Самарской области» на 2014-2030 годы. Благодаря вышеперечисленным мерам поддержки Самарская область прочно занимает место в числе регионов-лидеров по уровню инновационного развития. Таким образом, можно сделать вывод, что имеющиеся механизмы управления инновационным развитием региона являются достаточно эффективными.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гончарова А.Н. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА // Вестник науки №5 (26) том 4. С. 90 - 94. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3123 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3123



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.