'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 4
  4. Научная статья № 44

Просмотры  282 просмотров

Синельникова А.П.

  


АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности архитектуры Древней Греции, типы греческих ордеров и их составные части, типы храмовой архитектуры и архитектурный ансамбль Афинского акрополя   

Ключевые слова:
греческий ордер, греческий храм, Афинский акрополь   


Наследие Древней Греции оказало огромное влияние на развитие мировой архитектуры и зодчества. Любое здание той эпохи без преувеличения можно назвать совершенным. Простота, правдивость и ясность композиций, безупречная гармония и пропорциональность форм, тонкая и органичная связь архитектуры и скульптуры сделали памятники древнегреческой архитектуры образцом для последующих эпох. Архитектура Древней Греции неразрывно связана с философией, в её основе лежит представление о красоте и силе человека, его единстве с природой. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия – ордерная система, архитектурный ордер. Об ордерной системе можно узнать из научного сочинения римского архитектора Витрувия, который жил в I веке н. э. При написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас. Ордер предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (меру) – пядь, локоть или ступню [1, с. 109]. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были – основание (стереобат) – нижняя часть храма из трех ступеней и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат, ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой» – капителью, в которой выделялась «подушка» – эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита – абак. Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии. Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий. В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам. Позже в архитектуре появился третий ордер – так называемый коринфский. Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, он создавался. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры Дорический ордер встречается в самых ранних постройках древних греков, как правило, относится к архаическому периоду архитектуры и культуры Древней Греции. Он является самым простым из трёх. Храм дорического ордера состоит из трех частей: стереобата, колонны, и антаблемента. Дорическая колонна не имеет базы. Желобки, идущие по колонне, называются канелюры. Количество каннелюр в самых ранних дорических колоннах чаще всего равнялось 16. Эхин в его капители похож на подушку. Антаблемент дорического ордера относительно прост по структуре. Его фриз, как уже говорилось прежде, разделён на триглифы и метопы, которые часто украшались рельефом. Примеры храмов, выполненных в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афайи на острове Эгине, Парфенон, и т.д. Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы – малоазиатская и аттическая. Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической – Эрехтейон в Афинах (421-406 годы до н. э., архитектор Мнесикл). Ионический ордер сложнее дорического и содержит больше деталей. Стройные колонны имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки – дорожки. Капитель украшена декоративными деталями со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой – абакой. Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова. В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена. Но незадолго до своей свадьбы из-за внезапной болезни девушка умерла. Вместо торжественного свадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие. После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу. Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с могилой оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны. Примеры храмов, выполненных в коринфском ордере: Храм Зевса Олимпийского в Афинах, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Кариатиды и атланты Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских – кариатиды или коры и мужских – атланты, а римляне называли их теламоны. В афинском храме Эрехтейон (архитектор Мнесикл, 421 – 406 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку – антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Синельникова А.П. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // Вестник науки №5 (26) том 4. С. 210 - 226. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3148 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3148



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.