Желнин Э.В. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №8 (41) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  6 просмотров

Желнин Э.В.  


ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопросы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. В связи со сложностью нарушений поведенческого характера, следствием которых является девиантное поведение подростков, их предупреждение и профилактика требует организованного комплекса мер профилактического воздействия, в том числе медицинского, психолого-педагогического и социального. Отмечается, что профилактика девиантных форм поведения в образовательных организациях среднего становится важнейшей задачей при организации образовательного и воспитательного процесса данных учреждений В заключении говорится, что деятельность специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, прежде всего, должна быть направлена на формирование у них социально терпимого поведения, которое бы не причиняло вред ни обществу, ни самой личности   

Ключевые слова:
девиантное поведение, социализация подростков, методы и формы профилактического воздействия, профилактика, коррекционная работа   


УДК 377

Желнин Э.В.

аспирант ФГБОУ ВО

«Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет»

(Россия, г. Челябинск)

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается вопросы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. В связи со сложностью нарушений поведенческого характера, следствием которых является девиантное поведение подростков, их предупреждение и профилактика требует организованного комплекса мер профилактического воздействия, в том числе медицинского, психолого-педагогического и социального. Отмечается, что профилактика девиантных форм поведения в образовательных организациях среднего становится важнейшей задачей при организации образовательного и воспитательного процесса данных учреждений

 В заключении говорится, что деятельность специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, прежде всего, должна быть направлена на формирование у них социально терпимого поведения, которое бы не причиняло вред ни обществу, ни самой личности.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, социализация подростков, методы и формы профилактического воздействия, профилактика, коррекционная работа.

 

 Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое воздействие – это ряд профилактических мер, которые направлены на устранение внешних и внутренних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные отклонения в развитии детей.

 Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних должна составлять комплекс общих и специальных мер на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. На сегодняшний день в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" создана государственная система профилактики, в которую входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы, а также органы профилактики в образовательных учреждениях.

 Но, несмотря на предпринимаемые меры, с каждым годом в средних профессиональных образовательных организациях неуклонно растет число обучающихся с девиантным поведением. Это связано, в том числе, и с тем, что школы стараются избавиться от «трудных детей», которые доставляют много проблем и портят положительную статистику учебного заведения. Кроме того, возраст детей со сформированным девиантным поведением становится все меньше. Таким образом, они попадают в средние профессиональные учебные заведения не на начальной стадии формирования отклоняющегося поведения, когда его коррекция не так сложна, а уже со сложившимися формами девиантного поведения.

 Поэтому профилактика девиантного поведения в средних профессиональных образовательных учреждениях становится важнейшим фактором организации образовательного и воспитательного процесса данных учреждений.

 Современные образовательные условия и предъявляемые к средним профессиональным образовательным учреждениям новые требования, ставят перед ними задачу внедрения и освоения новых способов и форм организации образования. Сегодня большое внимание уделяется роли педагога на каждом этапе образовательного процесса. В связи с этим педагог, понимающий и принимающий изменения в форме образовательных взаимодействий с обучающимися, способен организовать эффективную работу с разными категориями обучающихся, в том числе с обучающимися, которые склонны к девиантному поведению. Однако было бы лучше, если бы с этой категорией детей работали специально подготовленные педагоги [1].

 Это связано с тем, что работая с детьми и подростками, имеющими девиантные формы поведения, необходимо понимать, что такое девиантное поведение, какие формы оно имеет, что является причинами такого поведения. Также специалисту, работающему с «трудными» детьми и подростками необходимо владеть методиками психолого-педагогической диагностики для изучения индивидуальных особенностей несовершеннолетних и последующего формирования путей коррекционной и воспитательной работы с такими детьми.

 «Одним из таких путей является социализация. Социализация подростков данной категории - это прежде всего комплексная, многоуровневая система действий, направленных на возвращение их в общество. Она заключается в обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает профилактику и коррекцию отклонений в его развитии. Совместными усилиями родителей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей необходимо принимать меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения через ряд направлений: определение способностей и перспективы развития ребенка демонстрация ребенку общей поддержки; организация досуга во внеурочное время; выделение комплексов, требующих коррекции; подготовка и реализация индивидуальных программ коррекции» [2, с. 282-285] .

 Всемирная организация здравоохранения, формулируя понятие профилактики, выделяет первичную, вторичную и третичную профилактики.

 Первичная профилактика, как правило, проводится среди широких слоев детей и подростков и направлена на формирование общепринятых социальных и правовых норм поведения, а также она должна способствовать устойчивости детей и подростков к влиянию негативных факторов, формирующих отклоняющееся поведение

 Во время вторичной профилактики выявляются и корректируются нервно-психические нарушения в развитии подростков, а также проводится дополнительная работа с несовершеннолетними, имеющими склонность к девиантному поведению, но без его проявлений в настоящее время.

 Задачей третичной профилактики является лечение нервно-психических расстройств, которые провоцируют нарушения поведенческого характера, а также предупреждение рецидивов у подростков с сформированным девиантным поведением и их социализация в современном обществе.

 Многочисленными исследованиями установлено, что наиболее эффективная профилактическая работа тогда, когда она устраняет условия и причины, формирующие девиантное поведение, а также тогда, когда отклоняющееся поведение находится на начальной стадии своего развития.

 С целью выявления на ранних этапах предрасположенности несовершеннолетних к различным формам девиантного поведения необходимо использование разнообразных диагностических методов: наблюдение, анкеты, проективные и тестовые методы.

 Главным условием успешной профилактической работы среди несовершеннолетних считается необходимость следования ее основным принципам:

  • комплексность;
  • последовательность;
  • своевременность;
  • адресность, дифференцированность (учет индивидуальных особенностей);
  • массовость (использование групповых форм работы);
  • использование положительной информации;
  • сведение к минимуму неблагоприятных последствий;
  • личный интерес и обязательность участников;
  • максимальная активность личности;
  • стремление в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

 Работая с детьми с отклоняющимся поведением важно понимать, что для эффективной работы необходима система психолого-педагогического воздействия. Деятельность педагога должна оказывать влияние на поведение, чувства и эмоции обучающегося для воздействия на него, окружающую его социальную среду, а также формирование позитивных ценностей.

 Хочется отметить, что методы представляют собой способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

 В. П. Кащенко предлагает следующую классификацию методов работы педагога с детьми с девиантным поведением [3]:

 

Педагогические методы:

Психотерапевтические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция

2. Специальные или частно-педагогические методы

3. Метод коррекции через труд

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива

 

1. Внушение

и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ

 

 

 Важно подчеркнуть, что особенность работы педагога с детьми с девиантным поведением предполагает деятельность в следующих направлениях:

  • Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей).
  • Воспитание у несовершеннолетнего нравственно-правового самосознания.
  • Формирование у подростка реальной самооценки, умения критически относиться к себе.
  • Развитие эмоциональной сферы: формирование волевых качеств, умение управлять собой, правильное реагирование на педагогические воздействия.
  • Привлечение подростка к социально значимым видам деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности.
  • Организация педагогического влияния на мнение окружающих.
  • Формирование благоприятного социально-психологического климата.
  • Организация ликвидации пробелов в знаниях.

 «При организации профилактической работы с подростками с девиантным поведением необходимо выделить основные этапы коррекционной работы:

  1. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
  2. Диагностический этап.
  3. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
  4. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
  5. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
  6. Осуществление этой программы.
  7. Контроль за ходом и эффективностью программы» [4].

 Для наибольшей эффективности необходимо использовать различные формы и методы профилактической работы в каждом отдельном случае, при этом нужно исходить из возможности уделить внимание каждому обучающемуся.

 А.В. Давыдова предлагает следующие формы профилактической работы:

 «Во-первых, это организация социальной среды – создание окружения воспринимающего подростка с положительной стороны. Через социальную

рекламу формировать установки на здоровый образ жизни и трезвость, используя специальные программы. Необходима работа с молодёжной субкультурой в форме различных движений, таких как, например, "Молодёжь против наркотиков".

 Во-вторых, необходимо информирование в форме лекций, бесед, видео- и телефильмов с целью воздействия на когнитивные процессы личности для повышения её способности к принятию конструктивных решений. При этом использовать информацию, подтверждённую статистическими данными.

 В-третьих, активное обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов (тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков).

 Четвёртая форма работы с подростками - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (походы в горы, спорт, религиозно-духовная, благотворительная деятельность).

 Пятая форма – организация здорового образа жизни, предполагающего регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

 Шестая форма - активизация личностных ресурсов, например, арттерапия.

 Седьмая форма - сведение к минимуму негативных последствий асоциального поведения» [5, с. 282-285].

 В профилактической работе важную роль играет также выявление и исследование всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, которые определяют механизмы их поведения, отклоняющегося от общепринятых социальных и правовых норм. Профилактическая работа необходима во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних.

 В связи со сложностью нарушений, следствием которых является девиантное поведение подростков, их предупреждение и профилактика требует организованного комплекса мер профилактического воздействия, в том числе медицинского, психолого-педагогического и социального.

 Поэтому деятельность специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, прежде всего, должна быть направлена на формирование у них социально терпимого поведения, которое бы не причиняло вред ни обществу, ни самой личности. При этом педагогу необходимо помнить, что формированию такого поведения, в первую очередь, способствует доверительное отношение к ребенку и принятие его таким, какой он есть, миром взрослых. Важно, чтобы дети чувствовали и понимали, что они нужны и полезны как конкретным людям, так и всему обществу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Молчанов, С.Г. Современный ребенок. Современный родитель. Современный педагог. [Текст] /С.Г. Молчанов// Детский сад. – 2018. - №5. – С.6-20.

Давыдова А.В. Формы и методы социализации подростков, склонных к девиантному поведению в современном обществе [Текст] / А.В. Давыдова // Общество и право. – 2011. - №2(34). – С. 282-285.

Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2002. – 272с

Формы и методы психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением в условиях внедрения профессиональных стандартов педагогов: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. Н. Погорелов. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017

Давыдова А.В. Формы и методы социализации подростков, склонных к девиантному поведению в современном обществе [Текст] / А.В. Давыдова // Общество и право. – 2011. - №2(34). – С. 282-285.

 

Zhelnin E.V.

post-graduate student of the

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

(Russia, Chelyabinsk)

 

Abstract: this article discusses the issues of prevention of deviant behavior of minors. Due to the complexity of behavioral disorders, the consequence of which is the deviant behavior of adolescents, their prevention and prevention requires an organized set of preventive measures, including medical, psychological, pedagogical and social. It is noted that the prevention of deviant forms of behavior in secondary educational institutions is becoming the most important task in the organization of the educational and educational process of these institutions

The conclusion says that the activities of specialists working with children and adolescents with deviant behavior, first of all, should be aimed at forming socially tolerant behavior in them that would not harm either society or the individual himself.

 

Keywords: deviant behavior, socialization of adolescents, methods and forms of preventive influence, prevention, correctional work.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (41) том 2   


Ссылка для цитирования:

Желнин Э.В. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный научный журнал Вестник науки №8 (41) том 2. ISSN 2712-8849. С. 4 - 13. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/315 (дата обращения: 19.09.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021