'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 5
  4. Научная статья № 3

Просмотры  96 просмотров

Данилова Д.В.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье речь идёт о роли синестетического воздействия различных видов искусств на чувственное и эмоциональное исполнение учеником ДМШ музыкальных произведений. Автор рассматривает взаимосвязь фортепианной музыки, изобразительного искусства и песочной анимации. Подтверждается практически благотворное влияние художественных образов, цвето-музыкальных ассоциаций на полноценное, чувственное восприятие ребёнком искусства   

Ключевые слова:
синестезия, музыкально-художественный образ, взаимодействие искусств, художественное восприятие   


В современной творческой педагогике всё чаще в процесс обучения детей включается синтез различных видов искусств. Как на уроках живописи в детской художественной школе прослушивание тех или иных музыкальных отрывков, так и творческая художественная деятельность на уроках фортепиано в детской музыкальной школе – построены на основе взаимодействия искусств и способствуют развитию художественного восприятия детей. В процессе постижения исполнительского мастерства игры на фортепиано в музыкальной школе существует множество задач и проблем, с которыми приходится сталкиваться ученику на любом этапе обучения. Правильная постановка и гибкость рук, приобретение музыкальных и технических навыков – всё это лишь некоторые ступени на пути овладения свободой пианистического аппарата. И отсутствие такой свободы у ученика – это достаточно частое явление в музыкальной педагогике. Великий педагог Г. Г. Нейгауз говорил, что «непосильность задачи, страх перед инструментом, полная немузыкальность, заставляющая тайно (а иногда и явно) ненавидеть уроки музыки, ноты, клавиши» были причиной безуспешного обучения игре на инструменте. «Достаточно было такому ученику сесть за рояль, как он деревенел, каменел, суставы его переставали действовать» [10, с. 90]. И решение такого рода проблем – одна из основных задач педагога-пианиста. Но, помимо технических и музыкальных задач, стоящих перед учениками музыкальных школ, следует отметить и их эмоциональные зажимы, страх перед публичными выступлениями и отсутствие мотивации к обучению. Данная проблема заставляет задуматься об использовании новых методов в музыкальном образовании. Один из способов благотворного воздействия на психологическое и эмоциональное сознание ребёнка, на его чувственное проникновение в музыку – слияние нескольких видов художественного творчества (таких как живопись и рисование на песке). Ребёнок учится взаимодействовать с разными видами искусства в слиянии, что даёт развитие его природного свойства межчувствия и соощущения (синесиезии). По мнению исследователей, «развитие синестезии происходит равномерно у детей с разными проявлениями активности поведения, а также развивается у детей устойчивость межчувственных синтезов, способствующих формированию значимых свойств личности музыканта» [12, с. 222]. В связи с этим, синестетические приёмы в обучении дают наибольшие результаты в постижении творческой деятельности детьми. Подобная практика слияния разных видов творческой деятельности приводит к целостному художественному восприятию детьми мира искусства. По мнению Н. П. Коляденко, «в состоянии синестезии помимо или вместо ощущения, передаваемого одним каналом восприятия, “всплывает” близкое ему ощущение другой модальности» [8, с. 7]. Такой синестетический подход в обучении позволяет расширить у ученика воображение, включить функционирование моторной памяти сознания, повысить уровень природных творческих способностей и установить связь между практикой художественной деятельности и подсознанием. Обучающийся получает полноценное музыкальное и художественно-эстетическое развитие, приобретает новые навыки восприятия искусства. Как известно, человек наибольшую часть окружающей информации воспринимает зрительно. Но визуальное восприятие нераздельно связано с самим актом мышления и переработки информации. Как утверждает Р. Арнхейм, «каждый акт восприятия представляет собой визуальное суждение», которое «не является результатом интеллектуальной деятельности, поскольку последняя возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился» [1, с. 22]. Таким образом, влияние визуального опыта как важнейшего компонента невербального восприятия на ученика необходимо для становления его природного, целостного художественно-эстетического развития. Так как визуальное восприятие является первостепенным в познании окружающей действительности, для развития в ребёнке художественно-образного мышления необходимо включение в педагогический процесс на уроках фортепиано таких видов деятельности, в которых бы интеллектуальные, мыслительные компоненты выступали вторичными, а невербальные и беспредметные способы обучения стали первостепенными. Тогда происходит слияние его интеллектуально-мыслительной и творческо-эмоциональной способности к созиданию. По словам Д. К. Кирнарской, «достигнув состояния способности творить прекрасное, человек уже руководствуется не только и не столько разумом, сколько творческой волей, которая гармонично сочетает его эмоционально-чувственный настрой и интеллектуальную мощь» [7, с. 66]. В связи с этим, необходимо развивать в ученике способность мыслить целостно, соединяя в себе творческие и интеллектуальные функции. Также, развитие эмоционально-чувственных качеств учеников является одной из основных задач для педагога. Наиболее эффективное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка оказывает слияние звука и цвета. При взаимодействии визуального и аудиального восприятия происходит более целостное постижение искусства. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Данилова Д.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ // Вестник науки №5 (26) том 5. С. 17 - 23. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3155 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3155



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.