'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 5
  4. Научная статья № 19

Просмотры  99 просмотров

Кондакова О.Н.

  


ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены механизмы и проблемы банковского регулирования и надзора. Центральный банк рассматривается не только как регулирующее звено банковской государственной системы, но и как инструмент обеспечения экономической безопасности России. По результатам проведенного анализа определены основные задачи Центрального банка, направленные на обеспечение устойчивости российской экономики, и сформулированы предложения, реализация которых будет способствовать решению указанных задач   

Ключевые слова:
банковское регулирование, банковский надзор, Центральный банк России, банковская система, денежно-кредитная политика   


Центральный банк в качестве верхнего уровня структуры банковской системы занимает важное место в экономике, благодаря своему участию не только в регулировании макроэкономической стабильности в государстве, но и путем поддержания инфляции и уровня безработицы на допустимом уровне, при этом определяя функционирование банковской системы в целом. Одна из важнейших задач Банка России – обеспечение устойчивости национальной валюты с одновременной стабилизацией денежного обращения. Центральный банк – институт, обеспечивающий регулирование всей экономики посредством проведения денежно-кредитной политики. Банком России осуществляется реализация денежно-кредитной политики посредством использования такого инструмента, как таргетирование инфляции. Поэтому его приоритетом служит обеспечение ценовой стабильности, что выражается в стабильной и низкой инфляции. Таким образом, от точного прогноза Банка России, а также его правильных действий зависит благополучие населения и субъектов хозяйствования, и, что немаловажно, инвестиционный климат Российской Федерации. Особенности функционирования обуславливают наличие у Центрального банка колоссальных прав по регулированию банковских отношений и требуют от него высокого профессионализма и ответственности в принятии управленческих решений [1, с. 12]. Однако, банковское регулирование и надзор в России не вполне отвечают решению поставленных задач. Признавая в целом верную ориентацию изменений, происходящих сегодня в сфере банковского регулирования и надзора, принимаемых государством мер явно недостаточно. Необходимо предложить меры по развитию банковского регулирования и надзора в Российской Федерации. Надзор – это долгосрочная и эффективная деятельность Центрального банка Российской Федерации за соблюдением нормативных актов кредитно-финансовыми организациями. С помощью надзора Центральный банк управляет рисками во всей банковской системе. Надзор – это направление деятельности Центрального банка РФ по отношению к кредитно-финансовым участникам рынка, в рамках которого осуществляется координация процесса поддержания ликвидности банка, создание мероприятий по минимизации банковских рисков, обеспечение финансовой устойчивости банка и финансовых отношений в процессе создания и лицензирования кредитно-финансовых участников рынка, а также при отзыве их лицензий. Необходимость разработки более точного термина «надзор» возникла вследствие того, что во многих уже существующих определениях используются понятия «контроль», «управление», что недопустимо в отношении Банка России к кредитным организациям [2, с.4]. Также, некорректным является и использование в определении надзора термина «регулирование», поскольку данное понятие шире, чем термин «надзор». Известно, что в настоящее время насчитывается большое количество проблемных банков в банковской системе, что обеспечивает существенные проблемы в системе страхования вкладов. Значительно растут объемы денежных средств Агентства по страхованию вкладов на выплату страхового возмещения вкладчикам, обратившимся вследствие наступления страхового случая. Темпы роста количества пострадавших вкладчиков и сумм страхового возмещения превышают темпы роста банков, в отношении которых наступил страховой случай. Высокие процентные ставки по вкладам, в основном, предлагаются на рынке проблемными банками, все больше вкладчиков ориентированы на максимизацию дохода при минимальном риске. Ненадежные банки – это финансовые организации, которые ранее получили лицензию на предоставление финансовых услуг гражданам, а также на проведение финансовых операций широкого спектра, работающие на территории РФ, но приближающиеся по своему финансовому состоянию к банкротству. Данный вид банков в России ведет деятельность в рамках общепринятого законодательства. Можно рекомендовать Банку России наложить запрет на ведение операций по вкладам у проблемных банков или ограничить максимальную сумму, которую банк берет на вклад у вкладчика. После выхода банка из кризисного, нестабильного положения, банку будут разрешены операции по вкладам в полном объеме. Также Банку России можно увеличить статус экономической ответственности самих вкладчиков, которые вкладывают свои средства в ненадежные банки с целью максимизации своей прибыли при высоких процентах по вкладам. Так, необходимо ставить в известность вкладчиков ненадежных банков при подписании договора о вкладе, в соответствии с которым пострадавшим вкладчикам при отзыве лицензии у данного кредитного учреждения будет выплачена только основная сумма вклада без начисления процентов, указанных в договоре. В связи с вышеизложенным предлагаем редакцию ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) [3]: «Привлечение денежных  средств физических лиц во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику, а также иными способами, предусмотренными законодательством. В договоре должно быть указано, что в случае возникновения запрета Банком России привлечение денежных средств физических лиц во вклады и (или) открытие и ведение банковских счетов физлиц в банке у данного кредитного учреждения будет выплачена только основная сумма вклада без начисления процентов, указанных в договоре. Степень разработанности и отлаженности банковского регулирования и надзора должна соответствовать современному уровню развития экономики. Система регулирования и надзора в России должна быть адекватной, способствующей повышению устойчивости банковской системы и учитывающей интересы участников экономических отношений, и рассмотренные в статье меры по развитию банковского регулирования и надзора в Российской Федерации будут этому способствовать. Подытоживая изложенный материал, необходимо отметить, что действующая политика государства и Центрального банка России направлена на повышение капитализации и собственного капитала кредитных организаций, консолидацию отечественной банковской системы путем ее укрупнения. Центральный банк РФ играет ключевую роль в системе государственного менеджмента посредством регулирования и надзора над деятельностью кредитных организаций России и должен способствовать укреплению финансовой устойчивости и экономической безопасности государства в целом.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Кондакова О.Н. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №5 (26) том 5. С. 91 - 95. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3171 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3171



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.