'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 5
  4. Научная статья № 27

Просмотры  103 просмотров

Шаманаева О.А., Баронина Т.В.

  


АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (РЕГИОНОВ) *

  


Аннотация:
в статье анализируется динамика доходов и расходов населения России и домашних хозяйств. На основании проведенного анализа сделан вывод об уровне доходов и расходов населения на современном этапе развития страны   

Ключевые слова:
динамика, доходы, население, расходы, сбережения, уровень жизни   


В условиях современной цифровой экономики главной ценностью является население страны. Показатели доходов и расходов населения являются индикаторами уровня жизни. Уровень жизни населения зависит от уровня развития экономики страны. Показателем экономического роста страны является показатель ВВП на душу населения. В период с 2016-2019 года в России наблюдается тенденция увеличения ВВП на душу населения. В 2016 году ВВП на душу населения составляло 26541 долларов. В 2017 году по сравнению с 2016 годом ВВП на душу населения увеличилось на 5,3%. В 2018 году по сравнению с 2017 годом ВВП на душу населения увеличилось на 4,7%. В 2019 году по сравнению с 2018 годом ВВП на душу населения увеличилось на 3,4% и составило 30284 долларов. В целом в период с 2016-2019 года объем ВВП и объем ВВП на душу населения, показал тенденцию к росту и увеличилось на 14,1% (рисунок 1). Оценка доходов и расходов уровня жизни домашних хозяйств в период с 2016- 2019 года также показывает тенденцию к увеличению всех показателей – доходов, расходов и сбережений. В период с 2016-2019 года доходы домашних хозяйств увеличились на 15,7%. Расходы домашних хозяйств выросли на 14,5%, а уровень сбережений увеличился на 36,2% (таблица 1). Увеличение сбережений домашних хозяйств показывает появление у домашних хозяйств свободных денежных средств и ещё раз подтверждает увеличения уровня доходов населения России. Таблица 1 – Доходы, расходы и сбережения домашних хозяйств в 2016-2019 года [3] Рост среднедушевых доходов в целом по России обусловил формирование тенденции снижения населения с доходами ниже прожиточного минимума. В среднем ежегодно численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается от 200-500 человек. В рассмотренный период максимальное снижение населения с доходами ниже прожиточного минимума отмечается в 2018 году. В целом, в период с 2016-2019 года величина населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 1,2 млн. человек или на 6,2%. Процентное соотношение от общего числа населения снизилось на 0,8% (рисунок 3). В период с 2016-2019 года наблюдается тенденция снижения дефицита денежного дохода. Дефицит денежных доходов начал снижаться в 2018 году и продолжил тенденцию снижения в 2019 году, при этом в 2018 году по сравнению с 2017 годом дефицита денежного дохода уменьшился на 3,5 трлн. рублей. В 2019 году по сравнению с 2018 годом дефицита денежного дохода уменьшился на 4 трлн. рублей. В период с 2016-2019 года дефицит денежного дохода уменьшился на 6,8 трлн. рублей или на 1% (рисунок 4). Россия занимает огромную территорию, что обусловило неравномерное распределение доходов населения. Несмотря на то, что в 2019 году среднедушевые доходы по России составляли 35187,9 рублей, средний доход в отдельных федеральных округах, находился на уровне ниже 2016 года. В 2019 году уровень доходов выше среднедушевого уровня доходов по России можно отметить в следующих федеральных округах: Центральный федеральный округ 35249 рублей; Северо-западный федеральный округ 37943 рублей; Уральский федеральный округ 36923 рубля; Дальневосточный федеральный округ 37791 рубль. Уровень среднедушевых доходов ниже общероссийского уровня доходов можно отметить в следующих федеральных округах: Южный федеральный округ -29958 рублей; Северо-кавказский федеральный округ – 24446 рублей; Приволжский федеральный округ- 28276 рублей; Сибирский федеральный округ -27002 рубля. Данная статистика показывает неравномерность распределения среднедушевых доходов на всей территории России (рисунок 5). Исходя из представленных данных, можно отметить в России в 2016-2019 года отмечается рост экономики, который отразился на росте ВВП на душу населения. В последние несколько лет отмечается положительная тенденция роста среднедушевых доходов населения и домашних хозяйств. Ещё одной положительной тенденцией является рост уровня сбережений домашних хозяйств. Рост доходов и уровня сбережений способствовали снижению населения с доходами ниже прожиточного минимума и населения с дефицитом денежных доходов. При этом большая территория России и неравномерное развитие территорий обусловило формирование неравномерного распределения доходов населения. Среднедушевые доходы отдельных федеральный округов, отстают от среднедушевых доходов России в целом на несколько лет. Для выравнивания доходов в России реализуется комплекс мер государственной поддержки населения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Шаманаева О.А., Баронина Т.В. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (РЕГИОНОВ) // Вестник науки №5 (26) том 5. С. 140 - 145. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3179 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3179



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.