'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 5
  4. Научная статья № 34

Просмотры  155 просмотров

Потес Т.А., Мужайло Д.В., Власов В.А.

  


ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается перераспределение земель как одна из функций Государственного управления земельным фондом   

Ключевые слова:
земельный фонд, перераспределение земли, земля   


В настоящее время Российская Федерация стремится к совершенствованию национального законодательства, отвечающего современным потребностям общества, активно развивая и дополняя его. Но, как показывает практический опыт, в течение времени возникают проблемы, которые требуют особой специфики их разрешения. Одной из таких проблем являются вопросы, связанные с перераспределением земель и (или) земельных участков на территории Российской Федерации. С вступлением в силу с 01.03.2015 г. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ [1] обозначился новый этап реформы земельного права России. Так, с 01.03.2015 г. стало возможным осуществлять перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и участков в частной собственности. Пункт 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) [2] содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Но особое внимание хотелось бы обратить на подпункт 2 пункта 1 указанной статьи ЗК РФ. В нем допускается перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, изломанности границ, чересполосицы. Основой правового регулирования отношений возникающих при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую является Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», который регулирует отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. [3] ЗК РФ детально регламентирует процедуру перераспределения земельных участков. Так, в частности, установлено, что уполномоченный орган, рассматривая заявление заинтересованного в перераспределении лица, принимает решение о формировании нового участка с целью устранить вкрапливания и заключает с собственником земельного участка соглашение о перераспределении или принимает решение об отказе в таком перераспределении. К сожалению, вышеуказанная процедура на практике воспринимается в ряде случаев как способ приобретения публичных земель на более выгодных условиях без торгов. Вместе с тем законодатель при разработке данного правового института исходил из других целей. И прежде всего из того, чтобы устранить неровности границ, задействовать небольшие участки, которые находятся в государственной или  муниципальной собственности. В этой связи не должно быть злоупотреблений правом со стороны заинтересованных лиц. Поэтому суд находится на стороне законодателя. Проведенный анализ судебной практики по спорам о перераспределении земельных участков показал, что большинство обращений собственников земельных участков о признании незаконными отказов органов исполнительной власти местного самоуправления подлежат удовлетворению. Так, например, в деле № 2а-829/2016 от 2 марта 2016 года Пермский районный суд Пермского края решил исковые требования истца удовлетворить, а также признать незаконным отказ Администрации сельского поселения в перераспределении земельного участка в силу отсутствия оснований отказа. Причины, по которым, как правило, отказывают исполнительные органы власти, связаны с тем, что муниципальные и государственные представители боятся брать на себя ответственность за применение данных правовых норм. Вместе с тем во многом это зависит и от расположения земельного участка на территории Российской Федерации. Так, анализ судебной практики позволяет утверждать, что в Московской области с органами местного самоуправления решить вопрос о перераспределении достаточно проблематично, поскольку каждый земельный участок «оценивается» и рассматривается ими в перспективе будущих инвестиций. Однако органы местного самоуправления в регионах гораздо легче заключают вышеуказанные соглашения о перераспределении, так как они в большей степени заинтересованы в этом, поскольку за счет перераспределения устраняются мелкие недостатки земельных участков на территории того или иного муниципального образования, увеличивается их площадь, а, следовательно, налоги и арендные платежи в соответствующий бюджет [4]. Также анализ судебной практики по спорам о перераспределении дает основания утверждать о существовании правовой неопределенности в отношении перераспределения по основанию наличия вклинивания публичной земли в границы участков в собственности. Частные собственники довольно часто ссылаются на пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ, по которому перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка Между тем, ЗК РФ содержит прямое указание на цель перераспределения в таких случаях – приведение границ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. А.Л. Корнеев, верно, указывает на необходимость наличия особых обстоятельств для перераспределения участков в государственной и частной собственности [7. С. 53–56]. Исходя из анализа норм, о перераспределении следует, что подпункт 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ в части установления специальной цели перераспределения должен рассматриваться как обладающий преимущественной силой перед нормой, изложенной в пункте 3 статьи 39.28 ЗК РФ. Иное прочтение повлекло бы за собой допущение обхода закона, прежде всего, порядка предоставления земель из публичной собственности. На текущий момент формируется судебная практика, признающая указанное перераспределение в отсутствие утвержденного проекта межевания территории незаконным [4]. Об этом свидетельствует вынесенное постановление от 9 сентября 2016 г. по делу № А13- 1488/2016 четырнадцатого арбитражного апелляционного суда об отмене решения арбитражного суда Вологодской области и в отказе удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя [8]. Проведенный анализ судебной практики по вопросам перераспределения земель и (или) земельных участков на территории Российской Федерации, предполагает, что в целях дополнительной защиты целесообразно инициировать издание официальных разъяснений Министерства экономического развития либо Росреестра (для предотвращения злоупотреблений на этапе регистрации права собственности на новый участок) для формирования единообразной практики, исключающей возможность обхода закона при проведении перераспределения. Что в свою очередь так же приведет к более эффективному использованию и охране земель на территории Российской Федерации.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Потес Т.А., Мужайло Д.В., Власов В.А. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Вестник науки №5 (26) том 5. С. 174 - 180. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3186 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3186



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.