'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  89 просмотров

Выходцева Ю.В.

  


ГРЕХ КАК БОЛЕЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАННА ВИШЕНСКОГО *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается как христианская идея грехаболезни раскрывается в творчестве Иоанна Вишенского. Прослеживается как используя образы слепоты, глухоты, немоты, отравления, гниения, автор ведёт полемику с католическими оппонентами   

Ключевые слова:
Иоанн Вишенский, грех-болезнь, полемическая литература, православие, католичество, тело церкви, апостол Павел, Афон   


Последние исследования жизни Иоанна Вишенского продемонстрировали материалы, которые существенно дополнили портрет известного полемиста. В частности стали известны факты его биографии, свидетельствующие о высочайшем аскетическом подвиге этого монаха, о его значительной репутации в православном мире, нелитературных свершениях, влиянии на современников. Речь идёт прежде всего о книге Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писательполемист», которая вышла в 2016 году и пролила свет на многие белые пятна в биографии Иоанна Вишенского. В свете этого необходимым видится дополнить анализ его полемических посланий, рассматривая автора как именно монаха-святогорца, то есть человека с сознанием глубоко духовным, более того, по убеждению М.В.Лескинен, относящегося к «ортодоксальному течению религиозно-философской мысли 16 века, основанного на традиционном понимании веры и разума» в отличие от «другого, выразителями идей которого были православные деятели, близкие к кружку К.Острожского» [1]. Важно помнить, что Иоанн Вишенский писал свои послания в Украину из затвора по просьбе Александрийского патриарха (о чем тоже впервые упоминается в указанной работе С. Шумило), чтобы создать идейный противовес хорошо владеющим мастерством полемики «униатам» Ипатию Потею, Петру Скарге, Иосафату Кунцевичу и другим представителям духовенства, поддержавшим Брестскую унию 1596 года. Один из аспектов его полемических посланий - это констатация духовных болезней современников и трактование греха как болезни. Проследим как раскрывается православная идея «греха-болезни» в творчестве Вишенского и позволяет ли она автору достичь своих целей в полемике с представителями католичества. Православные иерархи утверждают, что «в христианском вероучении борьба с грехом, победа над грехом и, наконец, свобода от греха являются понятиями фундаментальными» [2]. В католической церкви грех рассматривается как преступление, за которым следует неизбежное наказание (это положение отображено в законодательном своде средневекового церковного права – декрете Грациана), в православной церкви подход иной - это духовная болезнь, которая требует лечения: «Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех – как болезнь души» [2]. Но ещё ранее похожее понимание греха неоднократно встречается в Святом Письме. Вспомним евангельские слова о мытарях и блудницах, окружавших Иисуса, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» [3; Мк 2:17]. И далее многие богословы и писатели прибегали к образу грехаболезни в своих трудах, среди них и особо почитаемый Вишенским Иоанн Лествичник. У Иоанна Вишенского концепт «грех-болезнь» облечен в экспрессивную языковую оболочку и часто по содержанию близок к евангельскому обличению фарисеев в духовной глухости и слепоте «Они – слепые вожди слепых» [3; Мф 15:14]. Когда афонский инок говорит о пристрастии к земным благам, употребляет тот же евангельский образ «…да тым лихоимством и упражнением розум свой погребу и ослъплю» [4]. Католики и униаты также, считает афонский подвижник, ослеплены «латинская злоковарная душа ослъпленная» [4]. О католическом духовенстве сказано, что «узрите его скоро до конца оглохнувша и онъмъвша» [4]. По убеждению И. Вышенского слабость веры породила болезнь ереси «во въръ онемощили и поболели и ереси породили» [4]. Другой вид болезни – отравление демонстрирует писатель, говоря о влиянии мирского человека на инока «але еще бы еси его своими повЂстми и до конца отрул» [4], и остерегает единоверцев «блюдЂте, православний, от тое трутизны (в пер. с укр. отрава, яд, прим. Ю.В) дЂти свои» [4]. Вообще выражение «трутизна ереси» становится у Вишенского стойким выражением для обозначения унии и католичества. О болезни упоминает Иоанн Вишенский в послании к епископам, «утёкшим от православной веры» «оболЂли есте?», и когда упрекает «латинскую» паству в безропотном повиновении своим развращенным пастырям «речете, своей хоробЂ (в пер. с укр. – болезни; прим. Ю.В) догожаючи, добре чинят» [4]. Также послания афонского монаха изобилуют образами и выражениями гниения как процесса разложения человеческого тела, под которым разумеются не только тягчайшие грехи, но и например «гной миролюбия», что в понимании монаха видимо есть любовь, противоположная любви к Богу. Например, в известной Вишенскому и нашим современникам книге синайского подвижника IV века Иоанна Лествичника «Лествица», отречение от мира есть самое первое условие восхождения по «небесной лествице». Примечательно, что с миролюбием связана у Вишенского и утрата памяти смертной, ибо дьявол «ослепил миролюбием» жителей земли польской. Доходим до места с развёрнутым описанием болезни «латинской» церкви. Приведём отрывок полностью. «От главы и до ног острупЂли есте! От началник, от священик и до простих онечистЂли есте! ОсмраднЂли есте гноем миролюбия! Образ божий огноили есте! НЂст мЂста цЂлого от грЂховного недуга — все струп, все рана, все пухлина, все гнилство, все огонь пекелный, все болЂзнь, все грЂх,все неправда, все лукавство, все хитрост, все коварство, все кознь, все лжа, все мечтание, все сЂнь, все пара, все дым, все суета, все тщета, все привидЂние — сущее ж нЂст ничтоже. НЂст где плястра приложити на исцЂление нЂкоея части» [4]. Таким образом Вишенский приходит к выводу, что представители католичества представляют такой запущенный случай болезни, когда на теле не осталось здорового места. Поскольку болезнь есть нарушение здоровья тела, то уместно будет и обратить внимание на то, что же Иоанн Вишенский называет телом. Согласно учению апостола Павла, церковь – это тело Христово, а Глава его - сам Иисус Христос «И вы – тело Христово, а порознь – члены» [5; 1Кор.12:27]. И в этом сакральном образе заключено и «понятие о единственности церкви (ведь Христос не может иметь нескольких тел, так и тело не может иметь несколько глав) святости церкви, её безусловной чистоте» [6]. И все же Вишенский говорит особо о теле католической церкви как о теле насквозь гнилом и больном, и особо о теле православной церкви, как теле здоровом. «Чему ж вы на тЂло церковное хулите, яко око гнилое, гноем миролюбия засмердЂлое, с посродку себЂ тЂла здорового измЂтуют…» [4]. Как это утверждение соотносится с учением апостола Павла о единственности церкви как о едином теле Христовом? Если восточная церковь в понимании автора посланий есть здоровое тело Христово, то католическая  церковь тоже символизирует тело (Вишенский упорно это подчеркивает), но чьё? Ответ на этот вопрос находим в последней главе «Книжки», где афонский монах обращается к «бискупам-униатам», которые откололись от православных патриархов и стали членами тела антихристова: «…яко от члонков Христовых патриархов, отторгшихся до головы антихристовы, папы, (курсив мой – Ю.В.) прибЂгли есте и тому поклонили есте ся, и тому послужити изволкли есте, и того части и жребия нынЂ и в будущем вЂцЂ участниками быти попрагнули есте» [4]. Итак, Вишенский недвусмысленно даёт понять, что церковь-тело Христова единственна, это православная церковь, и церковь-тело антихристова – католическая церковь, и глава её папа-антихрист. Причём определение церкви католической как «антихристовой» встречается в тексте не единожды. Объяснение столь смелого утверждения стоит искать не только в историческом противостоянии двух христианских церквей, когда главы и той и другой церкви неоднократно анафемствовали друг друга, но и в особом статусе Афона в православном мире, к насельникам одного из монастырей которого принадлежал Иоанн Вишенский. Афонские монастыри славились всегда крайней ортодоксальностью в своих взглядах, однако и всегда были авторитетнейшими представителями православной мысли. Уверенности полемисту придавало и благословение Александрийского патриарха Мелетия I на полемику с униатами. Украинский исследователь Григорий Грабович считает, что афонский старец в гневном обличении современников сознательно копирует стиль апостола Павла «представляє себе новим мiсiонером у краї, що наново став поганським» [5]. Вывод Вишенского о сущности католичества сделан после многочисленных описаний грехов-болезней как на «теле» католической церкви, духовенства и паствы, так и в душах нерадивых православных мирян. Такие виды грехов-болезней как слепота, глухота, немота, отравление, гниение предстают в подробных экспрессивных образах, что не может оставить читателя равнодушным, и по-видимому призваны стать одним из своеобразных аргументов полемики с католиками и сторонниками унии.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Выходцева Ю.В. ГРЕХ КАК БОЛЕЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАННА ВИШЕНСКОГО // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 7 - 12. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3214 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3214



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.