'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  119 просмотров

Петенева Л.П., Ахметова Г.Ю.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье отмечается, что в начальной школе создаются необходимые предпосылки для развития интеллектуального потенциала детей. Рассмотрена учебная деятельность как ведущий вид деятельности у учащихся начальных классов, состоящий из концептуальных структур (учебная задача, учебное действие, действие оценки и т. д.), описаны игра, общение и проектная деятельность как психолого-педагогические условия развития в этнокультурной образовательной среде, приведены некоторые чеченские народные игры, формирующие у детей младшего школьного возраста доброжелательность, честность, справедливость   

Ключевые слова:
обучение, младший школьный возраст, развитие, умения, навыки, учитель, ученик, психолого-педагогические условия   


Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, его умственных способностей, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Уровень умственного развития в большой степени влияет на эффективность осуществления этих проблем. Ведь чем раньше замечено отставание в развитие того или иного психического процесса, тем раньше оно будет исправлено. Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь, внимание В младшем школьном возрасте процесс интеллектуального развития осуществляется наиболее интенсивно. Это связано с тем фактом, что именно в данный возрастной этап происходит развитие всех психических процессов. Помимо этого, именно в этот возрастной период ребенок начинает осознавать все те изменения, которые происходят с началом учебной деятельности. Очевиден тот факт, что именно в образовательном учреждении, а точнее в школе, осуществляется процесс интеллектуального развития в ребенка. Поступление в школу –важный этап в жизни каждого ребёнка. Именно в возрасте 5-7 лет совершенствуются когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки, что значительно способствует упрощению процесса научения и повышает его эффективность. Согласно исследованиям О. К. Тихомирова, наиболее чувствительным возрастом для развития интеллектуальных способностей является дошкольный и младший школьный возраст –от 3до 12 лет [1]. Развитие памяти в школьные годы имеет свои особенности протекания, выделенные А.Л. Смирновым [33]:-у детей в возрасте от 6 до 14 лет идет активное развитие механической памяти на связанные логически единицы информации;с возрастом уменьшается преимущество запоминания осмысленного Особо стоит отметить, что детям младшего школьного возраста свойственна хорошая механическая память, а за период обучения в начальной школе, очень быстро развивается. Однако, если говорить о других видах памяти –опосредованная и логическая –их уровень развития немного отстает. Это можно объяснить тем, что среднестатистическому ученику, основными видами деятельности которого являются учение, труд, игра и общение, вполне хватает  механической памяти. Таким образом, учащийся избавляется от преобладания наглядно-действенного и элементарного образного мышления и достигает словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Следовательно, младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития как общих, так и специальных способностей детей, что впоследствии позволит судить об их одаренности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что интеллект человека представляет собой чрезвычайно много факторную величину, который не только определяет его социальную полезность, но и выражает его индивидуальные особенности, а значит, служит главным проявлением разума. Развитие интеллекта у детей младшего школьного возраста идет в двух различных направлениях–это усвоение и активное использование речи в качестве средства мышления, а также соединение и взаимодействие нагляднодейственного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Развитие ребенка в интеллектуальной сфере осуществляется в два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе происходит решение задачи, анализируются заданные условий, а также вырабатывается план. На исполнительном же этапе сформированный план реализуется практически. В дальнейшем выстраивается соотношение полученного результата с условиями и проблемой. Помимо этого добавляется умение рассуждать логически и оперировать понятиями [2]. Л.С. Выготский отмечал, что за этот период доминирование нагляднодейственного и элементарного образного мышления школьника поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий [4]. По словам Л.С..Выготского [2], начало младшего школьного возраста характеризуется доминированием дооперационального мышления, а окончание преобладанием операционального мышления в понятиях.В дальнейшем происходит закрепление и развитие тех познавательных процессов, необходимость которых обусловлена  поступлением в образовательное учреждение. К таким процессам можно отнести мышление, восприятие, память, внимание и воображение. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным. Однако непроизвольное внимание остается на период обучения в начальной школе и составляет конкуренцию произвольному. Однако, уже к окончанию четвертого класса учащийся имеет объем, устойчивость и концентрацию произвольного внимания почти такую же, как и взрослый человек. А переключаемость внимания у младшего школьника даже выше, чем у взрослого человека. Этот факт обусловлен гибкостью процессов, протекающих в центральной нервной системе. Развитие памяти в школьные годы имеет свои особенности протекания, выделенные А.Л. Смирновым [3]:-у детей в возрасте от 6 до 14 лет идет активное развитие механической памяти на связанные логически единицы информации;с возрастом уменьшается преимущество запоминания осмысленного М.А. Холодная определяет интеллектуальные способности как индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей Все интеллектуальные способности подразделяются на три группы: конвергентные, дивергентные и обучаемость. Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма –от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды –с другой. Наиболее чувствительным возрастом для развития интеллектуальных способностей является период от 3 до 12 лет, то есть дошкольный и младший школьный возраст. Отсюда следует тот факт, что интеллектуальное развитие непосредственно осуществляется в образовательном учреждении. На наш взгляд, процесс формирования  интеллектуальных способностей будет наиболее эффективным с использованием методов эвристического обучения, что способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Петенева Л.П., Ахметова Г.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (27) том 1. С. 21 - 25. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3217 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3217



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.