'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  158 просмотров

Шмидт Е.К.

  


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются педагогическое сопровождение и поддержка социально-профессиональной адаптации курсантов высших военных учебных заведений. Определяются принципы и условия педагогического сопровождения, необходимые для улучшения качества подготовки военных специалистов   

Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, социально-профессиональная адаптация, педагогические условия   


Современные реалии диктуют свои правила во всех отраслях жизни. Высшее профессиональное образование как неотъемлемая часть социальноэкономического развития общества должна следовать за происходящими изменениями. Изменения в общественной жизни требуют кардинальных изменений в структуре и содержании профессионального образования. Образование это не только получение знаний, навыков и формирование профессиональных компетенций, но и развитие личности будущего специалиста, воспитание социальнозначимых качеств, становление конкурентноспособного специалиста. Немаловажную роль в подготовке специалиста играет этап адаптации. Именно в этот период решается дальнейшая судьба, если курсант не сможет успешно и без сопутствующих проблем пройти этот период под вопросом будет его профессиональное будущее. В этот период идет закал характера, закладка основных профессионально важных качеств личности и компетенций, выработка эффективной стратегии поведения. Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм. Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом. Дано ее определение, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен предмет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности. Педагогическая поддержка — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения воспитателя и воспитанника, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие. Педагогическое сопровождение в современном педагогическом сообществе рассматривается как одна из педагогических парадигм (напомним, что под педагогической парадигмой понимается совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний. Основополагающее в рамках парадигмы педагогики поддержки это то, что воспитатель и воспитанник становятся равноправными субъектами образовательного процесса, а отношения между ними приобретают подлинно субъект-субъектный характер. В реальной жизни элементы авторитарной, манипулятивной и поддерживающей моделей образования, как правило, сочетаются в рамках конкретных систем, технологий, методик, и говорить можно лишь об их преимущественной направленности. Все три парадигмы не исключают, а дополняют друг друга, являясь необходимыми для полноценного развития индивида. Однако общемировая тенденция становления постиндустриальной цивилизации актуализирует именно педагогику поддержки. Педагогическое сопровождение в высшем военном учебном заведении – это целенаправленная, организованная совместная деятельность командиров, преподавателей и органов воспитательной работы, имеющая целью формирование и развитие у курсантов профессиональных компетенций и навыков эффективного взаимодействия с воинским коллективом в условиях выполнения учебно-боевых задач, имеющая содержательный, организационный, личностный и функциональный компоненты. В современном военном образовании педагогическое сопровождение организовано по нескольким направлениям: - учебная деятельность; - служебная деятельность; - взаимодействия в воинском коллективе вне учебной и служебной деятельности (досуговая деятельность). При организации и реализации учебно-воспитательных целей встает вопрос: а можно ли вообще организовать процесс образования так, чтобы все его участники стали полноправными сотворцами воспитания и обучения? Поставленная задача решается в рамках парадигмы педагогики поддержки. Педагогическое сопровождение предполагает принципиально отличный от авторитарного или манипулятивного способ постановки целей образования. Первая задача — установить контакт, наладить эффективную коммуникацию на основе уважения и доверия. Вторая связана с необходимостью понять обучающегося. Преподаватель должен разобраться в его внутреннем мире,  выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Только затем можно сделать следующий шаг – помочь понять самого себя, осознать свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития. Таким образом, в рамках педагогики поддержки цель образования оказывается результатом совместных усилий воспитателя и воспитанника, обучающего и обучающегося. В условиях военного образования педагогическое сопровождение имеет ряд особенностей, связанных со спецификой организации образовательного процесса. Так как при обучении в высшем военном учебном заведении курсанты (учащиеся) выполняют не только учебные задачи, но и служебные задачи то и поддержка должна быть организована по всем направлениям деятельности. А значит, и количество субъектов педагогической поддержки становится больше, это не только взаимодействие курсант – преподаватель, но и курсант – командир, преподаватель – командир. С учетом того, что большую часть задач курсант должен выполнять не индивидуально, а в составе коллектива, то можно добавить и такие виды взаимодействия как коллектив – курсант, коллектив – преподаватель, коллектив – командир. Введение коллектива как субъект педагогической поддержки с одной стороны усложняет процесс воздействия на каждую личность, обесценивая индивидуальные проявления каждого члена коллектива, и с другой дает дополнительные способы воздействия на отдельного индивида через воспитательные функции коллектива. Еще одной особенностью организации педагогического сопровождения в условиях военного ВУЗа является директивность отношений между курсантами и командирами и преподавательским составом, регламентированные уставом. Отношения в воинской среде априори выстраиваются на основе авторитарности, и при этом, необходимо соблюдая баланс командирам и преподавателям установить отношения доверительные и уважительные к каждому курсанту и коллективу в целом, что требует  значительных усилий, педагогического мастерства, жизненного опыта, и наличия определенных личностных качеств. Исходя из описанных выше условий организации педагогического сопровождения, необходимо выделить принципы оказания педагогической поддержки курсантам, адаптирующимся в высшем ВУЗе: - Принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого курсанта как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальнопрофессиональный выбор, для которого педагогическое сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации; - Принцип социального закаливания предполагает включение субъектов в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение способами этого преодоления, формирование социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции; - Принцип системности предполагает, что педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области педагогической науки, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов, вариативность и рекомендательный характер; - Принцип научности отражает важнейший выбор командиров и преподавателей, оказывающих педагогическую поддержку и сопровождение, в пользу современных научных форм и методов реализации педагогического процесса; - Принцип комплексности подразумевает организованное взаимодействие различных специалистов, всех участников учебновоспитательного процесса в решении задач сопровождения: командиров, профессорско-преподавательского состава, военного психолога, и др.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шмидт Е.К. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Вестник науки №6 (27) том 1. С. 37 - 43. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3220 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3220



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.