'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 1
  4. Научная статья № 18

Просмотры  113 просмотров

Когольницкая Ю.С.

  


СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье исследовано становление и развитие института полномочных представителей в дореволюционном законодательстве   

Ключевые слова:
институт представительства, дореволюционное законодательство, представительство, механизм наделения полномочиями   


В дореволюционном законодательстве генерал-губернаторы различных частей страны владели несколько различными полномочиями, что разрешало дифференцированно подходить к решению вопроса управления всей территорией страны с учетом «местной специфики». Уровень вмешательства зависел от совокупности факторов на определенной территории, а именно: отдаленности от главного города, присутствия сепаратистских течений, степени «русифицированности» земель, спорности и принадлежности земель и других моментов которые имели место быть в дореволюционное время. Несмотря на многообразие форм правления и политико-территориальной организации государства, на отдельных исторических этапах, безусловно, присутствовали институты, обеспечивавшие руководство главы государства на территориях. Данные институты в своей совокупности можно квалифицировать как институт представительства главы государства в административно-территориальных образованиях, который по своей природе обязан восприниматься как обобщающая категория, имеющая общеисторический характер, нежели элементарная совокупность правовых институтов, потому как отражает в себе не только правовые различия, но и политико-управленческие. Так, в период Московского царства на воевод возлагались военнослужащие, административные, фискальные и судебные функции. При Петре I главным функциональным предназначением губерний было обеспечение военных нужд. Образовавшиеся в результате реформы 1775 г. генерал-губернаторства олицетворяли собой твердую административную власть, которая обязана была пресекать всевозможные проявления недовольства, оградить государство от революционной «инфекции». При Павле I, пересмотревшем губернскую реформу 1775 г., появляется совершенно новая должность – военнослужащие губернаторы, которые управляли и гражданской частью, но функционально были довольно близки к генерал-губернаторам, но оставались, до этого всего, военнослужащими госслужащими. При Александре I на институт генерал-губернаторов возлагались функции по способствованию предстоящему развитию промышленного и торгового предпринимательства. На разных исторических этапах предназначение института представительства главы государства в административно-территориальных образованиях лавировало от чисто административно-полицейских и военных функций до ориентированного на социально-экономическое становление регионов. С политико-правовой точки зрения институт полномочного представителя считается закономерным развитием института представителей в регионах, последний, в свою очередь, - институт представителей в субъектах. Начало институту было положено учреждение в новом государстве института представительства в административно-территориальных  образованиях. Учрежденный институт не был по правовой природе однороден и включал в себя представительства в республиках и представителей на местах. Дифференциация по кругу полномочий и функциям была связана с правовой природой субъекта, в котором осуществлялось представительство. В субъектах и республиках были учреждены представительства, на которые возлагалось обеспечение взаимодействия высших органов исполнительной власти и республик в составе РСФСР. Представительства в республиках в составе РСФСР возглавлялись постоянными представителями. В иных административно-территориальных образованиях были учреждены представители на местах. Самым важным различием представителей от представительств в круге правомочий было присутствие у первых именно тех самых контрольных функций. Представители в краях, областях, автономной области, автономных округах РСФСР, Москве и Ленинграде осуществляли контроль за исполнением органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов РСФСР, Москвы и Ленинграда решений высших органов государственной власти и управления РСФСР, а в случае, если несоблюдение законодательства было допущено должностным лицом органа исполнительной власти края, области, автономной области, автономного округа, то уполномоченный был правомочен внести Президенту РСФСР мотивированное предложение по отстранению должностного лица от выполнения служебных обязательств. Контрольная функция представительств в республиках была относительной и весьма урезанной, и выражалась в праве внесения мотивированных представлений в органы власти республики в случае принятия ими актов, противоречащих федеральному законодательству или же ущемляющих конституционные права и свободы граждан страны. Попытки нивелировать институт представительства в свое время, ввиду несовершенства юридической техники действительно были неуспешными. Успешные попытки унификации института представительства были как раз таки в самый сложный период нашего государства, в период «перестройки». Институт был унифицирован в институт полномочных представителей в соответствующих субъектах страны, то есть, таким образом, правовой статус представителей был приведен к единообразию. Данное решение обусловливалось потребностью приведения статуса представителей в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах в соответствие с основным законом страны. В п. 1 ст. 5 основного закона страны закреплена равноправность субъектов, не считая того, п. 4 ст. 5 детализирует эту норму, определяя, что во взаимосвязи с федеральными органами государственной власти все субъекты между собой будут равноправными. Бесспорно, что наличие представительств в республиках в составе РСФСР и представителей Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах федерального значения, различных по своим полномочиям в отношении органов государственной власти субъекта, являло собой несоблюдение этой нормы, проявление дискриминации по отношению к субъектам, не являвшимся республиками. Очередным этапом эволюции института стало подписание Президентом Российской Федерации 9 июля 1997 г. Указа «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации». Этим Указом институт полномочных представителей в субъектах был преобразован в институт полномочных представителей в регионах.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Когольницкая Ю.С. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Вестник науки №6 (27) том 1. С. 113 - 121. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3231 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3231



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.