'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  125 просмотров

Темижева Г.Р.

  


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ *

  


Аннотация:
В статье дается обзор определений понятия общего рынка и продовольственного рынка. Государственное регулирование продовольственного рынка представляет собой сложную взаимосвязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер, направленных на создание такой экономической среды, которая позволяла бы рынку проявить свои потенциальные возможности.   

Ключевые слова:
рынок, конкуренция, государственное регулирование, продовольственный рынок, стратегия   


Рынок продовольствия должен обеспечивать гарантированный доступ населения к продовольствию в необходимым количестве и ассортименте. Продовольственный рынок, как и всякий другой товарный рынок, формирует связи между производителями продукции и их потребителями на основе спроса, предложения и механизмов рыночной конкуренции. Государственное регулирование российского продовольственного рынка осуществляется в рамках всего АПК, как Минсельхозом России, так и Минфином России, Минэкономики России и другими федеральными ведомостями и организациями, что ввиду наличия у них множества собственных проблем, при ограниченности финансовых возможностей, часто приводит к невыполнению применяемых решений [1, с. 65]. Учитывая, что формирование развитого продовольственного рынка – объективный процесс, государство должно содействовать этому процессу, создавая наиболее благоприятные условия для его функционирования, опираясь, прежде всего на механизм хозяйствования. Перспективное развитие государственного регулирования рынка продовольствия связано с решением ряда актуальных проблем по ряду направлений: 1) ликвидация негативных последствий продовольственного рынка, впервые пять или шесть после реформенных лет; 2) реализация закупочных и товарных интервенций вместо необоснованного централизованного импорта продукции; 3) создание благоприятных условий для АПК в области кредитования и инвестиций; 4) протекционистская политика в области налогообложения и валютного регулирования; 5) реализация эффективности механизмов на рынке зерна с помощью переуступаемых складских свидетельств на зерно; 6) восстановление и развитие системы статистического и информационно-аналитического обеспечения [2, с. 94]. Возможность государственного регулирования в условиях становления социально – ориентированного рыночного хозяйства объективно обусловлена природой смешанной экономики, для которой характерно сочетание конкуренции, свободы выбора покупателя и продавца с необходимостью обеспечения государством одинаковых “правил игры” для всех хозяйствующих субъектов рынка и социальной защиты малообеспеченной части населения. В этих условиях развитие рыночных отношений связано с возникновением ряда противоречий, устранение которых не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования, и требует соответствующего воздействия со стороны общества в лице государства [3, с. 156]. Совокупное воздействие государства на функционирование российского рынка продовольствия должно осуществляться на мега уровне, не затрагивая механизмов его саморегулирования на уровне предприятия. В отличие от ранее применявшихся административно – командных методов управления новая система регулирования должна ориентироваться не на принуждение производителей и потребителей продовольствия действовать в соответствии с многочисленными директивными предписаниями и заданиями государственных органов, а, наоборот определенные обязательства государства перед ними. Главная цель государственного регулирования продовольственного рынка - заключается в защите интересов производителей и потребителей. Отсюда следует основная и главная задача государства в поддержании гарантированной доходности зернопроизводящих хозяйств и стабильного уровня цен на продовольствие посредством осуществления контроля за ценовым паритетом на реализуемые хозяйствами продукты питания, поставляемые им средства производства и оказываемые работы и услуги [4, с. 176]. Воздействие государства на продовольственный рынок страны должно осуществляться по следующим основным направлениям: - регулирование производства и сбыт продукции растениеводства и животноводства; - совершенствование межрегионального обмена и внешнеторговой деятельности с продуктами растениеводства и его переработки; - развитие производственной и особенно рыночной инфраструктуры. Эти направления тесно взаимосвязаны между собой, требуют одновременного решения, что при ограниченности финансовых и материальных ресурсов возможно при эффективном государственном подходе к выбору конкретных форм и очередности выделения инвестиций, позволяющих в более короткие сроки и с наименьшими затратами решать проблему устойчивого обеспечения страны зерном и продуктами питания за счет мобилизации потенциальных возможностей собственного производства, улучшения использования зерновых и продовольственных ресурсов. В условиях развитых рыночных отношений, существуют объективные дополнительные причины государственного вмешательства в процессе реализации продукции сельского хозяйства [5, с. 27]. Рынок продовольствия при государственном регулировании предполагает разграничение полномочий федеральных и региональных органов управления. За федеральным центром сохраняется главная роль в ценовой, кредитной и налоговой политике, регулировании экспортно-импортных операций с продуктами сельского хозяйства и продуктами его переработки. Республиканские власти не могут применять или отменять меры федерального уровня, но могут дополнять их исходя из собственных возможностей и специфических условий ведения сельского хозяйства в республике. Государственная политика в сфере производства, сбыта и использования продукции сельского хозяйства предполагает опору на отлаженную систему регламентации деятельности хозяйствующих субъектов рынка продовольствия, способствующего развитию рыночных механизмов. Механизм государственного регулирования продовольственного рынка должен корректироваться в зависимости от результатов слежения за объективными процессами, происходящими в сфере производства, сбыта и использования продукции сельского хозяйства в нужном для страны направлении и не входить в противоречие с рыночным механизмом хозяйствования и общими направлениями экономической политики в АПК. В данном случае государственное регулирование представляет собой механизм воздействия на производство, сбыт и использования производства, сообразуемый с требованиями рынка и реализуемой преимущественно с помощью экономических мер и в рамках существующих законов. Оно осуществляется в дополнение к рыночному механизму и направленно на согласованное действие всех его элементов, но не носит целевого характера по отношению к конкретным хозяйствующим субъектам продовольственного рынка. Его границы должны определяться рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами, стоящими перед государством, в области надежного обеспечения потребностей страны в продовольствии на конкретный период. В зависимости от сложившейся ситуации формы и методы государственного регулирования могут быть самыми разнообразными, но они должны исходить из экономической свободы хозяйствующих субъектов продовольственного рынка их интересов и быть направлены на обеспечение продовольственной независимости страны от внешних источников поступления [6, с. 18].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Темижева Г.Р. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 26 - 29. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/325 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/325



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.