'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 1
  4. Научная статья № 43

Просмотры  149 просмотров

Луценко П.А., Банная Д.С.

  


ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
в статье приведены примеры распространенных проблем в благоустройстве пешеходных зон российских городов. Для анализа этих проблем было рассмотрено функциональное зонирования пешеходной зоны улицы при создании качественной городской среды. Авторы статьи изложили зарубежный опыт решения существующих проблем в благоустройстве пешеходных зон. Решение таких проблем имеет неоспоримую важность для всех групп населения, существующих в городской среде   

Ключевые слова:
комфортная городская среда, пешеходная зона, благоустройство пешеходных зон, качественная инфраструктура города, тротуарное покрытие   


По данным статистических исследований более 70% населения России являются городскими жителями [7,3]. Урбанизация — одно из самых значимых изменений в образе жизни людей, которое влияет на наше здоровье [4]. В условиях городской жизни человеку важно сохранять не только свое физическое здоровье, которое мы трактуем, как обеспечение экологических и градостроительных факторов, создающих безопасную жизнь человеку, но и здоровье эмоциональное. Урбанизация, перенаселение, изменение климата, сдвиги в энергетическом балансе планеты – все это побуждает нас пересматривать принципы обустройства среды обитания и искать способы организовать ее так, чтобы она помогала нам не только выжить, но и получить возможность гармоничного развития для всех групп населения. [6] Хорошо спроектированная городская среда способна на многое. Ряд исследований уже доказал, что люди, живущие в больших городах, во многом склонны к развитию психических заболеваний. Безопасная городская среда, наполненная эстетикой, ориентированная на людей, улучшает эмоциональное самочувствие населения. [8] Поэтому особо важным становится применение науки «психогеографии» для проектирования городских пространств. Сейчас все больше ценятся психологические подходы к архитектурному и городскому дизайну. [2] На сегодняшний день, помещение людей в городское пространство не всегда бывает комфортным для человека. Удобство места жительства, транспортная инфраструктура, обеспеченность населения объектами социального и коммерческого назначения – это, безусловно, ключевые факторы для создания качественной инфраструктуры города. Но по мнению авторов статьи, немаловажную роль в создании комфортной городской среды играют пешеходные зоны. Под формированием пешеходной зоны зачастую понимается смена тротуарных покрытий и ремонт фасадов. Возможность свободно перемещаться пешком – это неотъемлемое право жителей города. Комфортные пешеходные пространства создают возможность для общения, здорового образа жизни, обеспечивают безопасность горожан, способствуют развитию бизнеса и формируют общественную среду. [1] При создании городской среды в первую очередь необходимо избегать негативных факторов на пешеходных зонах, связанных с непродуманностью решений и недоработанностью деталей проектов по благоустройству. Часто  бывает так, что пешеход дезориентирован в пространстве городской среды и сомневается, где отведена зона для его движение. Особенно такая проблема возникает у туристов. Для исключения данного фактора перед градостроителем должна стоять задача по качественной разработке пешеходной зоны, которая была бы доступна и легко воспринималась во время передвижения. Так функциональное зонирование тротуаров должно быть более выразительным и понятным для пешеходов. Чаще всего функциональное зонирование улицы выглядит следующим образом (рисунок 1). Тротуар, исходя из функционального зонирования, должен быть многофункциональным и в то же время рациональным: размещение летних террас уличных кафе, входные группы, выступающее от фасада здания, остановочные комплексы общественного транспорта, точки размещения инженерных коммуникаций, малые архитектурные формы и многое другое. Всё это должно гармонично взаимодействовать с пешеходными потоками. Безусловно, основным назначением тротуара является пешеходная функция, но также встречается, что в городах с развитой велоструктурой, тротуар становится велопешеходным, в результате он должен решать задачи по организации передвижения не только пешеходов, но и велосипедистов. Одним из примеров успешного функционального зонирования тротуаров являются тротуары Германии. В Берлине для визуального выделения функциональных зон используют разные типы тротуарного покрытия – сочетание плитки и брусчатки, таким образом, пешеходу визуально понятно какая зона предназначена для его движения. При использовании двух разных материалов с отличающимися фактурами тротуары Берлина выглядят гармонично с городской средой. Такое мощение создает особую культуру восприятия пешеходной зоны, владельцам летних кафе понятно, в каких пределах можно разместить мебель, чтобы она никому не мешала. Техническая зона выложена легко укладываемой брусчаткой для удобства проведения ремонтных работ инженерных коммуникаций, что повышает срок эксплуатации данного вида материалов. Тротуар не имеет резкого перепада на пешеходных переходах, дорога соприкасается с тротуаром на одной высоте. Такой элемент на пешеходных переходах не создаст дискомфорта при передвижении маломобильным группам населения. Приспособленность городской среды под все группы населения делает город равнодоступным всем людям, оказавшимся в городском пространстве, так люди с ограниченными возможностями могут полноценно жить и развиваться в условиях городской жизни. Большую роль в создании благоприятного городского пространства играет удобство покрытия пешеходной зоны. За последние годы в России для покрытия в городах активно используется тротуарная плитка, но из-за частоты проведения ремонтных работ по замене тротуарной плитки, жители городов становятся недовольными данным видом покрытия. За последнее 10-летие даже в глубинках страны поменяли асфальтовое покрытие в пешеходных зонах на тротуарную плитку. Тротуарная плитка обладает рядом положительных факторов. Она экономична по стоимости, экологична в использовании и обладает воздухообменом, что предотвращает трескания при низких температурах. Разные цвета, размеры и способы мощения можно использовать в качестве выделения функциональных зон тротуара и в последствие решать проблемы более масштабного уровня. Но тротуарная плитка быстро теряет свой изначальный вид после укладки, этому может  способствовать ряд факторов, таких как: отсутствие должных геологических исследований перед началом строительных работ, отсутствие надлежащего технического контроля по уплотненности слоя, что в итоге приводит к проседанию грунта или на участках тротуара, где проходил ремонт инженерных коммуникаций, мощение, выполненное после ремонта, может быть некачественным. По этим и другим причинам, тротуарное покрытие в пешеходной зоне приобретает неровности, что приводит к появлению луж и грязи, и даже становится опасным для людей. Не стоит забывать, что участниками движения в пешеходных зонах также могут стать молодые семьи с детьми в колясках, маломобильные группы и другие группы населения, для которых передвижение может быть затруднено. В зимние времена в российских городах от фронта зданий делают отступ и огораживают данную территорию строительными лентами, чтобы предотвратить падение сосулек на головы пешеходов. В таком случае у тротуара отнимается достаточная площадь, и пешеход при большом потоке людей чувствует себя некомфортно, не смотря на то, что передвижение по обледеневшим участкам тротуаров может быть опасным. При создании комфортной, красивой и безопасной для человека пешеходных зон отвод воды с крыш домов и тротуаров является первостепенной и главной на сегодняшний день проблемой. Правильный водоотвод может обеспечить полное отсутствие обледенения на козырьках зданий и образования гололеда. При этом воздухообмен плитки имеет и негативный фактор, влага, попадая на тротуарное покрытие, проникает в швы и уходит ниже, тем самым уплотняя грунт и разрушая фундамент здания. Главная задача современного проектировщика, продумать водоотвод и ливневую канализацию таким образом, чтобы тротуар оставался всегда свободным от скопления влаги. Для достижения этой задачи трубы для дождевой и талой воды с фасадов зданий следует уводить в землю, связывая их с канализацией, либо тщательно разрабатывать стыковку желоба в тротуарном покрытии для отвода воды с водоотводной трубой. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Луценко П.А., Банная Д.С. ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №6 (27) том 1. С. 238 - 244. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3256 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3256



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.