'
Сергеева Н.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА *
Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема формирования игровой деятельности детей с умственной отсталостью. Авторы приходят к выводу, что деятельность должна быть направлена на развитие у таких детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми
Ключевые слова:
умственная отсталость, дети, игровая деятельность, психическое развитие ребенка
Игра – тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе. Именно ее возникновение связано не с действием внутренних, врожденных инстинктивных сил, а определенными условиями жизни ребенка в обществе. Игра даёт возможность побуждать двигательную активность детей, развивать мелкую моторику, координацию движений, оживить сенсорно-моторное развитие, также развивать познавательные процессы [3, с. 145–149]. Умственная отсталость – это общее психическое недоразвитие, с ведущим нарушением познавательной сферы, в результате глубокого органического поражения головного мозга. У детей с данным нарушением наблюдаются значительные отклонения в интеллекте, физическом развитии, поведении, владениями эмоциями и волей. У умственно отсталых детей игровая деятельность развивается медленно, процесс её развития идет не только в дошкольном возрасте, но и в школьном. Даже при педагогическом руководстве игрой у умственно отсталых детей она развита плохо. У них нет интереса к игре, слишком быстро происходит насыщение предметами, развитие игры не наблюдается. Умственно отсталые дети в основном играют сами, молча, не идут на контакт с другими игроками. Поэтому игровая деятельность умственно отсталого ребенка, как и другие виды деятельности подлежит развитию. При подобающей коррекции и под руководством взрослого эти дети включаются в игровую деятельность. Их пытаются познакомить с различными видами игр: сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные, словесные и театрализованными, с разными сюжетами. Для того, чтобы происходило эффективное воздействие игры на развитие умственно отсталых детей, нужно обязательно начинать с подготовительной работы к игре [1, с. 227–234]. Как писалось в программе обучения и воспитания в специализированном дошкольном учреждении под редакцией Е.А. Стребелевой, формирование игровой деятельности включает три линии: обучение сюжетно-ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первой линии проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим – в основном воспитатель, это проводится на специальных занятиях. Педагог формирует у таких детей игровые умения и ролевое поведение. Он включает их в совместную игру или предлагает им сюжет в виде небольшого рассказа. Перед педагогом стоит важная задача – стимулировать у детей творческую активность в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместно существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной игре с детьми должен показать, как можно развернуть сюжет с такими несоединимыми ролями. Он всячески стимулирует детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду, и задача воспитателя- помочь ребенку выбрать самые яркие жизненные впечатления, которые послужат сюжетом хорошей игры [2, с. 127–131]. В.Т. Деревцова писала, что опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Таким образом, формирование игровой деятельности детей с нарушением интеллекта должно быть направлено на развитие у таких детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми, также позволяет иметь возможности развития и коррекции, и, естественно, позволяет становлению личности каждого ребенка.
Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 2
Ссылка для цитирования:
Сергеева Н.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник науки №6 (27) том 2. С. 50 - 52. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3267 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*