'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  93 просмотров

Фатнева Е.А.

  


УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ *

  


Аннотация:
в статье представлен опыт работы пилотных организаций в рамках реализации регионального проекта «Повышение уровня готовности руководящих и педагогических кадров образовательных организаций Белгородской области к реализации ФГОС СОО» и региональной инновационной площадки «Обеспечение преемственности между уровнями начального и среднего образования в условиях реализации ФГОС общего образования» на базе МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода   

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, среднее общее образование, методическое сопровождение, профессиональные компетенции, навыки будущего   


Сегодня федеральные государственные образовательные стандарты направлены на более полное и всестороннее развитие личности. Динамичный рост информационного наполнения современной образовательной среды ставит перед школами новые задачи: тщательный отбор компонентов основных образовательных программ, составление индивидуальных учебных планов и планов внеурочной деятельности. Общеобразовательные организации хорошо знакомы с требования стандартов начального общего и основного общего образования, а стандарт среднего общего образования реализовывался только в пилотном режиме. В следующем учебном году все российские школы будут реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). В связи с чем общеобразовательным организациям Белгородской области необходимо перестроится под задачи нового стандарта, увидеть собственные профессиональные дефициты и определить меры по их устранению. Процесс введения ФГОС СОО в пилотном режиме показал, что уровень профессиональных компетенций педагогических работников оказался недостаточным для достижения предусмотренных стандартом целей. Причина тому – не профессиональная некомпетентность учителя, а непонимание сути требований ФГОС СОО, что и вызвало ряд затруднений. Следовательно, задача заместителей руководителей и методистов общеобразовательных организаций – подготовить учителей к реализации ФГОС нового уровня, дать им необходимые знания еще до момента его реализации [3]. Безусловно, ФГОС СОО имеет преемственность со стандартом основного общего образования по ряду показателей: ориентация на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, согласованность целей и задач образования, системно-деятельностный подход как основной механизм достижения указанных результатов и др. [1] Но в работе школы необходимо учесть некоторые особенности уровня среднего общего образования. Особенности содержания и организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС СОО определяются профильным принципом образования, что предполагает изменение: 1) принципов разработки основной образовательной программы среднего общего образования, программ учебных предметов, курсов, индивидуального проекта; 2) структуры и содержания учебного плана; 3) организации внеурочной и проектной деятельности. В связи с этим опыт пилотных общеобразовательных организаций Белгородской области является актуальным и востребованным. На что же обратить особое внимание, тем кто впервые будет реализовывать ФГОС СОО. В соответствии с требованиями стандартов основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от общего объема образовательной программы. Обязательная часть образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема образовательной программы. Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования. Таким образом при переходе от уровня к уровню происходит увеличение объема части, формируемой участниками образовательных отношений. В эти 40 процентов для 10-11-х классов необходимо включить больше курсов по выбору старшеклассников и их родителей. Курсы обеспечат профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого ученика. Чтобы выполнить требования ФГОС СОО, надо учесть заявленные им направления развития личности учащихся. Кроме того, изучить планируемые результаты освоения основной образовательной программы (особенно личностные, метапредметные), так как именно они являются отличительной чертой стандартов нового поколения. Для учета результатов образовательной программы учебный план и план внеурочной деятельности необходимо планировать во взаимосвязи с  программами развития универсальных учебных действий (УУД), коррекционной работы, а также с программой воспитания и социализации учащихся. Чтобы изучить запросы участников образовательного процесса, необходимо выявить предпочтения и увлечения учеников, желания родителей и готовность педагогов к реализации учебных предметов на углубленном уровне, факультативов и курсов внеурочной деятельности. На уровне СОО учебный план реализуется по пяти профилям обучения, если такое решение примут родители и ученики школы. Для учета интересов и потребностей учащихся проводится диагностика их познавательной активности и интересов. В работе целесообразно использовать современные методики, которые позволяют вовремя выявлять особенности каждого учащегося. Чтобы реализовать внеурочную, учебно-исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с запросами обучающихся и с учетом их индивидуальных особенностей зачастую необходимо взаимодействие с социальными партнерами в сетевой форме. Например, партнерами могут быть организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры. Министерство просвещения РФ предложило две формы сетевого взаимодействия – интегрирование образовательных программ и использование ресурсов организации-партнера. Построение индивидуальных образовательных маршрутов невозможно без систематического оценивания полноты формируемого набора компетентностей, основанных на приоритетах социума. Актуальность развития образования широко отражена в разработках Агентства стратегических инициатив (АСИ). Инициатива АСИ «Навыки будущего» направлена на модернизацию системы общего образования России и реализацию проектов по внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на развитие компетенций и навыков XXI века.  Подготовка обучающихся, по мнению сотрудников АСИ, должна начинаться с формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация, что соответствует установленным ФГОС СОО требованиям к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Стандарт определяет метапредметные результаты как освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. В качестве навыков будущего АСИ определяет стратегическое, креативное, системное и критическое мышление, что соответствует познавательным УУД, коммуникацию, кооперацию, что соответствует коммуникативным УУД, самоорганизацию, саморегуляцию, что соответствует регулятивным УУД. Рассмотрим более подробно на примере навыков критического мышления. АСИ дает такое определение критическому мышлению: «Это понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций». ФГОС СОО говорит о том, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,  владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Пункт I.2.2. примерной основной образовательной программы «Планируемые метапредметные результаты освоения ООП СОО» так определяет познавательные универсальные учебные действия: «Выпускник научится»: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития». Такая аналогия определений не случайна, и показывает переход от формирования знаний и умений обучающихся к компетентностному подходу в образовании. Что касается индивидуально-дифференцированного подхода к обучению старшеклассников он также реализуется при выполнение индивидуальных проектов. Проектирование в образовании в соответствии с требованиями новых ФГОС стало обязательной проектно-организаторской функцией каждого учителя и осуществляется на всех уровнях общего образования [2]. На уровне начального общего образования – это овладение элементарными навыками проектно-исследовательской деятельности. На уровне основного общего образования – это совершенствование умений выполнения учебноисследовательской и проектной деятельности. Устанавливаются задачи по формированию у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно или социально значимой проблемы, приобретению опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований. На уровне среднего общего образования происходит не только совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Сформированность, универсальность приобретенных ранее компетенций – отличительная черта проектной и учебноисследовательской деятельности обучающихся в 10-11 классах.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фатнева Е.А. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Вестник науки №6 (27) том 2. С. 58 - 65. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3269 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3269



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.