'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  100 просмотров

Шаймарданов Т.Р.

  


КОРМЛЕНИЕ СКОТА И ПТИЦЫ ХЛЕБОМ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО УКЛАДА *

  


Аннотация:
в статье анализируются меры противодействия советского государства использованию хлеба для кормления живности, обозначаются причины данного явления и неизбежности противодействия со стороны государственных органов   

Ключевые слова:
хлеб, скот, птица, скармливание, советское государство   


Правотворчество является механизмом влияния государства на экономическую структуру общества, социальные группы, общественные отношения. Так, гражданское право устанавливает легальную систему оборота общественного продукта, уголовное право в свою очередь устанавливает наказания за наиболее общественно-опасные деяния – преступления, в том числе за осуществление нелегальной экономической деятельности. Развитие общества, смена общественно-экономических формаций меняет структуру данных отраслей права, меняет роль тех или иных общественных отношений и вместе с этим меняется статус соответствующих правовых отношений. Так, действия, характерные для обладателя права собственности одним человеком в отношении другого человека, торговля людьми сегодня являются преступными деяниями, но в течение длительного периода истории данные отношения были предметом регулирования гражданского права. В свете сказанного выше, обратим внимание на кормление живности продуктами питания, предназначенными для потребления людьми и меры государственного противодействия данному явлению, имевшие место в СССР. К двум наиболее ярким актам в рамках данного вопроса можно отнести: Постановление Совмина СССР от 27.08.1956 N 1192 «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту»[1]; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1963 г. «Об усилении ответственности за скармливание скоту и птице хлеба и других хлебопродуктов, скупленных в государственных и кооперативных магазинах»[2]. Первый акт раскрывал позицию советского правительства не только на сам факт использования в качестве корма для скота и птицы продуктов, продаваемых гражданам для личного потребления, но и классовую природу лиц, занимающихся подобной деятельностью: «Скармливание скоту хлеба, крупы и других продуктов вызывает дезорганизацию в снабжении населения и, следовательно, не отвечает интересам государства и народа. … Рост скота в личной собственности граждан вызвал увеличение расхода продовольственных продуктов и особенно хлеба и крупы для кормления скота. При этом некоторая часть населения городов, рабочих поселков и пригородных сельских местностей, учитывая, что цены на продукты животноводства на рынке все еще довольно высоки, использует это обстоятельство в спекулятивных целях»[1]. В качестве мер борьбы с данным явлением стало принятие ряда мер административного, налогового и гражданско-правового характера. Оставим за рамками рассмотрения данной меры административного и налогового характера, обратим внимание на следующее положение данного акта: «Признать необходимым ввести денежный налог и обязательные поставки молока и мяса с граждан - владельцев скота (кроме колхозников), проживающих в городах - столицах союзных республик, областных, краевых центрах и центрах автономных республик (за исключением центров областей или автономных республик Крайнего Севера)»[1]. В совокупности с мерами иной отраслевой природы становится очевидно, что целью данных мер воздействия было искоренение данного явления. Тем не менее, как показывает дальнейший анализ отечественного законодательства, явление не было искоренено. Потому, советское государство пришло к необходимости применения уголовно-правовой санкции за совершение данного деяния. Так, п.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1963 г. «Об усилении ответственности за скармливание скоту и птице хлеба и других хлебопродуктов, скупленных в государственных и кооперативных магазинах» устанавливает: «… скупка в государственных или кооперативных магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других хлебопродуктов для скармливания скоту и птице, а равно скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других хлебопродуктов, совершенные после наложения за эти действия штрафа в административном порядке, или систематически, или в крупных размерах, - наказываются исправительными работами на срок до одного года или лишением свободы на срок от одного года до трех лет с конфискацией скота или без таковой»[2], и во исполнение данного пункта была введена ст. 154.1 УК РСФСР. Исходя из сказанного выше, следует признать в советском государстве наличие рыночных отношений, также как и наличие класса буржуазии, занимающегося торговлей в интересах личного обогащения. Поскольку советское государство стремилось искоренить общественные отношения, служащие основой для существования буржуазии, право собственности в отношении хлеба и прочих продуктов питания подвергалось ограничениям в части правомочия распоряжения. Таким образом, изначально гражданско-правовое отношение становилось предметом воздействия иных, публичных отраслей права

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шаймарданов Т.Р. КОРМЛЕНИЕ СКОТА И ПТИЦЫ ХЛЕБОМ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО УКЛАДА // Вестник науки №6 (27) том 2. С. 171 - 174. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3290 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3290



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.