'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  206 просмотров

Митченкова Ю.В., Усачева И.Н.

  


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ *

  


Аннотация:
одним из словесно-наглядных методов обучения в химии является демонстрационный опыт, который имеет важную функцию в формировании интереса детей к новому предмету, а также стимулирует познавательную деятельность школьников. Важным аспектом применения демонстрации является не только внешний эффект, но и внутренний механизм протекания реакций в эксперименте   

Ключевые слова:
химия, демонстрационный опыт, эксперимент, навыки, умения, химический эксперимент   


Химия- экспериментальная наука. Практическое применение навыков стимулирует познавательную деятельность школьников и дает возможность сформировать особый интерес к изучению предмета. Важный вклад в эффективность различных способов применения химического эксперимента внес В.С.Полосин, который разработал методику комплексного использования химического эксперимента в сочетании с другими средствами обучения. Техника и методика осуществления демонстрационного опыта по органической химии разработана Л.А.Цветковым, И.Н.Чертковым, И.А.Черняком, Ю.В.Плетнером. Весьма актуально исследование Ю.В.Сурина, посвященное развивающему обучению – проблемным опытам. [1] Демонстрационный опыт- специфический метод обучения химии, источник приобретаемых учеником знаний, средство предупреждения ошибок и заблуждений учащихся, коррекции знаний, способ проверки истинности выдвигаемых учителем гипотез, решения учебных проблем. [3] Демонстрационным опытом считается эксперимент, который осуществляет учитель или ученик старших классов профильного обучения. Все опыты внесены в учебным план и обязательны к демонстрации, но педагог в праве изменить последовательность проведения экспериментов, если в данный момент нет необходимых реактивов. Ввиду развития информационных технологий в учебный процесс внедряется интерактивные площадки, и дети могут увидеть эксперименты с использованием опасных веществ, таких как: пары ртути, свинец, желтый фосфор. Существуют виртуальные программы, которые позволяют детям руководить демонстрационным опытом и видеть последствия смешивания различных реактивов, например, VirtuLab (виртуальная лаборатория) – российский портал, позволяющих моделировать химический процесс онлайн, Chtmical Education Research, Wolfram Demonstrations Project- это виртуальные имитаторы лабораторий. Данные сайты находятся в общем доступе и не требуют дополнительных навыков при использовании. Проведение урока с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line обеспечивает не высокую степень наглядности изучаемого материала, но позволяет подготовить школьников к проведению самостоятельно или под руководством учителя лабораторной работы или эксперимента. Демонстрационный опыт способствует изучению различных свойств веществ, изучению механизма протекания и внешнего проявления признаков химических реакций. Важным аспектов является эмоциональная разгрузка. После длительного изучения теоретической базы, необходимо закрепить знания и сделать смысловую паузу, что улучшит усвоение знаний курса химии. Для такого, чтобы качественно провести демонстрационный опыт необходимо ознакомится с рядом требований к его выполнению: 1. наглядность; 2. простота; 3. безопасность эксперимента; 4. надёжность; 5. необходимость объяснения эксперимента; 6. техника выполнения эксперимента. Основополагающим фактором для проведения эксперимента является оборудованный кабинет. Все необходимые приборы должны быть исправны и точно настроены. Кабинет оборудован вытяжным шкафом. Учитель, предварительно, должен осуществить, можно сказать, репетицию опыта, для того, чтобы избежать нежелательных ошибок. Только правильно, поэтапно спланированный эксперимент дает положительный эффект. Любой демонстрационный опыт всегда должен быть успешно осуществлен. При проведении не допускается халатность и небрежность. Все механизмы реализации превращений должны быть наглядно просты и безопасны для учащихся. Все, что нужно для осуществления опыта необходимо иметь под рукой. Если эксперимент не удался, необходимо его повторить в ближайшее время, на любой другом уроке. Основной риск стабильного проведения демонстраций на уроке химии является уменьшение эффектности опыта, то есть, например, вещества не изменяют цвет или не происходит взрыв, что проводит к потере интереса к предмету. Важно помнить, что учитель не фокусник, а тем более не волшебник, любой эксперимент должен сопровождаться объяснением внутреннего механизма протекания реакций.  В процессе эксперимента учащиеся могут увидеть не только главные признаки различных явлений, но и второстепенные, которые рассеивают внимания от основных наблюдений. Это ведет к неполному, можно сказать, искаженному представлению о свойствах и признаках изучаемого объекта. При объяснении материала демонстрации необходимо фиксировать внимание учащихся на все этапах, это связано с тем, что после проведенного эксперимента, у класса должен быть алгоритм проведения опыта, зафиксированный в тетрадях для лабораторных работ или в рабочих тетрадях, основанный на наблюдениях и объяснениях педагога. Учитель обязан ответить на все интересующие вопросы учащихся, но после эксперимента, потому важно удержать внимание детей. Рассеянность приводит к необратимым последствиям. Таким образом, можно сделать вывод, что в курсе изучения химии важным составляющим компонентом является демонстрационный опыт. Важно использовать данный наглядно-словесный метод в работе, так он способствует развитию предметных навыков школьников: работа с реактивами, химической посудой и оборудованием, а самое главное, дает возможность понять внутренний механизм осуществления превращений. Также, наблюдая за экспериментальным процессом, учащиеся развивают познавательную деятельность, что способствует активному росту успеваемости по химии. Проведенные демонстрационные опыты показали, что применение данной методики позволяет повысить интерес и уровень знаний учащихся через активизацию мыслительной деятельности непосредственно на уроках химии, развивать умения использовать эти знания в жизни.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Митченкова Ю.В., Усачева И.Н. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ // Вестник науки №6 (27) том 3. С. 19 - 23. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3305 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3305



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.