'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  84 просмотров

Чехов Е.О., Усачева И.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ОПЫТАТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ *

  


Аннотация:
необычный, творческий подход к ситуации или проблеме ценятся в современном мире не меньше, чем профессионализм, поэтому важно развивать это в ребенке, его мышление, взгляд на ситуацию   

Ключевые слова:
химия, творчество, креативность, мышление   


Для решения данной проблемы, на первый план выходит главная цель: развить в ученике сформированные природой задатки, сформировать способы умственной деятельности и навыки креативного мышления. Трудности восприятия химических понятий и освоения соответствующих знаний и навыков обучающимися, связаны с нехваткой уровня сформированной интеллектуальной готовности к трудной учебной работе: пониженной способности к концентрации внимания, умению производить анализ, сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать теоретические положения к определенным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в нехватке интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина сложностей становления естественнонаучного профиля, что показывают результаты промежуточного контроля. Интеллектуальное развитие выступает как главный компонент любой деятельности учащихся. Для того чтобы удовлетворить необходимость в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на разные компоненты деятельности, представлять то, что нужно делать, запоминать, обдумывать. Очевидным является поиск решения проблемы интеллектуального и креативного развития школьников. Главная особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к зрелости. В возрасте от 11 до 14-15 лет идет развитие познавательной сферы, учебная деятельность обретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На передний план у них выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования идет включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение классификация, наблюдения, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Таким образом, на смену репродуктивного обучения приходит многоуровневое непрерывное креативное образование. Посредством анализа основных типов, технологий и особенностей современных уроков можно сделать вывод, что вне зависимости от, того какой тип урока используется, в любом из них должна присутствовать креативность, ведь каждый педагог и есть человек с творческим мышлением. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Структура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом – сделать процесс обучения развивающим. Тип обучения, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности обогащает развитие ученика. Каждый креативный урок должен состоять из нескольких обязательных блоков: 1. Мотивация (удивление, сюрприз). С целью развития познавательного интереса учащихся, пробуждения их поисковой активности используется «эффект чуда». Это могут быть различные объекты: игрушки, модели, а также кроссворды, ребусы, загадки. Мотивационная аранжировка уроков заключается в использовании специально продуманных заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. Начало урока с «яркого пятна» побуждает интерес учащихся к изучаемому материалу. 2. Содержательная часть программы курса. Этот блок направлен на развитие творческого воображения учащихся для решения сложных познавательных задач. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возможности. Содержание организации обучения должно быть направлено на развитие таких качеств, как способность ставить новые учебные  цели и задачи (целеполагание), планирование реализации целей, выбор путей и средств для достижения цели, заинтересованность в самостоятельном решении проблемы, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. 3. Резюме. Последним блоком в структуре креативного урока является резюме, т. е. проводится рефлексия. Учитель лишь кратко подводит итоги урока, основную оценку которому дают ученики. На данном этапе урока происходит развитие навыков оценивания и контроля своих действий и действий окружающих, прогнозирования и корректировки личной и коллективной деятельности. Рефлексия позволяет выявить потребности учащихся. Приведу пример важнейших составляющих креативного урока: 1. Блок Мотивация. Все учителя химии отмечают, что учащиеся с большим интересом относятся к новому предмету. Необходимо поддержать интерес у учащихся. Для этого можно использовать творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. 2. Блок творческого разогрева. Начать активизацию мыслительной деятельности лучше всего с интеллектуальной разминки, включающей задания, для выполнения которых необходимо осуществлять различные мыслительные операции. Она позволяет учителю выявить уровень развития определённых интеллектуальных умений учащихся. 3. Теоретический блок. Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках химии – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. Это могут быть проблемные задачи или задания дивергентного типа, которые допускают множество ответов. 4. Блок резюме. Учитель подводит краткие итоги урока, выявляет мнение учащихся об уроке

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чехов Е.О., Усачева И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ОПЫТАТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ // Вестник науки №6 (27) том 3. С. 55 - 59. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3313 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3313



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.