'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 3
  4. Научная статья № 19

Просмотры  98 просмотров

Белова Ю.Ю., Чорновол Е.П.

  


ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье исследуется подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности   

Ключевые слова:
административное судопроизводство, арбитражные суды, административное дело, административная ответственность, подведомственность, судебная практика, судья   


Вопрос разграничения подведомственности дел между различными ветвями судебной власти об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности является одним из ключевых процессуальных вопросов. В зависимости от того, насколько четко он урегулирован в нормативно-правовых актах, во многом зависит эффективность деятельность правоприменительных органов и, следовательно, защита прав физических и юридических лиц. В свое время Н. Г. Салищева заявила, что с точки зрения правового регулирования административно-юрисдикционного процесса, осуществляемого всеми субъектами административной юрисдикции, в том числе судьями, КоАП РФ является основополагающим актом. Между тем АПК РФ по иному, нежели КоАП РФ, регулировал вопросы подведомственности и процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции арбитражных судов (ст. 23.1 КоАП РФ). При этом, концепция АПК РФ предполагала, что нормы КоАП РФ являются для рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах не основными, а субсидиарными. Подтверждением тому служит действующее и сегодня постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в котором достаточно четко продекларирована первичность норм именно АПК РФ, а не КоАП РФ (п. 1, 11, 12). С принятием и введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее – КАС РФ) вновь возникла проблема подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности. В юридической литературе представлены сложились различны представления относительно понятия «подведомственность». Под подведомственностью предлагается понимать круг дел (споров о праве и иных правовых вопросов), разрешение которых законодательно определено к компетенции определенных юрисдикционных органов, нуждаемость в государственном властном разрешении споров о праве и других материальных правовых требований к ведению различных юрисдикционных органов, свойства дел, в силу которых их рассмотрение и разрешение относится законами к ведению определенного юрисдикционного органа. Представляется, что наиболее полно термин «подведомственность» определяет И.Л. Бурова, которая относит подведомственность к механизму разграничения предметной компетенции различных систем юрисдикционных органов. При этом относимость дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, к компетенции системы арбитражных судов РФ осуществляется посредством института подведомственности дел арбитражным судам. Критерием подведомственности дела арбитражному суду является тот факт, что возникший спор (правовой вопрос) носит экономический, в том числе предпринимательский, характер. Иными словами, спорное материальное правоотношение возникло в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В качестве основного (в частности, при разграничении подведомственности между общими и арбитражными судами) этот критерий рассматривается и в судебной практике. Так, в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ содержится перечень составов правонарушений, которые могут быть рассмотрены по существу как административным органом, так и судом общей юрисдикции, причем если дело рассмотрено судом общей юрисдикции, то дальнейшее обжалование принятого постановления осуществляется по системе судов общей юрисдикции вне зависимости от субъекта ответственности. Но если то же самое дело рассмотрено административным органом, то обжалование принятого постановления может быть как в суде общей юрисдикции, так и в арбитражном суде. Правовая позиция по вопросу подведомственности таких дел изложена в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Так, Пленум разъяснил, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном  юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (субъектный критерий). При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, например, если объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. К подведомственности арбитражного суда относятся дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых регламентируется главой 25 АПК РФ. При этом дела, касающиеся административных правонарушений, разделены на две группы: дела о привлечении к административной ответственности и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности виновных лиц. Согласно п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подведомственность арбитражному суду дела о привлечении к административной ответственности определена абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Белова Ю.Ю., Чорновол Е.П. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Вестник науки №6 (27) том 3. С. 95 - 100. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3320 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3320



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.