'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 3
  4. Научная статья № 20

Просмотры  155 просмотров

Гарипова А.Н.

  


ИЗМЕНЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА» *

  


Аннотация:
выделены отличия уголовно-правовой характеристики редакции статьи 275 «Государственная измена» до и после принятия федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»   

Ключевые слова:
государственная измена, безопасность, право   


Статья 275 УК РФ несет за собой долгую историю, раскрывая так близкое русскому народу деяние, как «государственная измена.» Действующая формулировка статьи 275 УК была принята 12 ноября 2012 года. В отличии от предыдущих поправок 2003 и 2009 годов, когда только расширялись виды наказания за измену, в 2012 году статья была изменена по существу. В версии до 2012 года государственная измена определялась так: Шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. После поправок определение измены значительно расширилось: Шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. 275 статья расширилась благодаря трактовке госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Что же под этим имеет в виду законодатель? До 2012 года данная часть статьи звучала иначе: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации». Это дает нам расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Без упоминания не стоит оставлять замену конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на более расплывчатую «деятельность против безопасности». Раньше под «иной помощью» имелись в виду сознательные рациональные действия гражданина РФ, способствующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам. В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих  ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Но из-за этого возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком этого может выступать, как пример, характер передачи, при котором обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов. В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий, и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гарипова А.Н. ИЗМЕНЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА» // Вестник науки №6 (27) том 3. С. 101 - 103. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3321 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3321



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.