'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  103 просмотров

Гирич Г.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ *

  


Аннотация:
в настоящей статье будут обсуждаться вопросы формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы посредством включения на разных этапах уроков биологии самостоятельных заданий. Проведение педагогического эксперимента по использованию различных видов самостоятельных заданий показало эффективность их внедрения для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся 8 –х классов   

Ключевые слова:
самостоятельная познавательная деятельность, приемы самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельность   


Для того, чтобы достичь тех образовательных результатов, которые планируем получить, в связи с их необходимостью исходя из требований современных нормативных документов, таких как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), требуется приложить к этому определенные усилия. Пути достижения результата могут быть различны. Они связаны со многими аспектами. Не последним моментом во всем этом деле является опора на самостоятельную познавательную деятельность школьников. Но для того, чтобы она была эффективная, необходимо заложить основы самостоятельности при формировании приемов самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Раскрывая дидактические аспекты рассматриваемой проблемы, стоит помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно. В связи с этим на плечи учителя, ложится следующая проблема – создание условий в классе, способствующих становлению этого качества личности, и уже в классе можно добиться гармоничного сочетания высокой успеваемости, мотивации и усердия. В.В. Пасечник приводит следующее определение познавательной самостоятельности: «Познавательная самостоятельность - потребность и умение самостоятельно, без посторонней помощи овладевать новыми знаниями. Она формируется, в основном, в процессе специально организованной учебнопознавательной деятельности» [2]. Для вовлечения школьников в самостоятельную познавательную деятельность необходимо определенным образом отбирать учебный материал. Отбор учебного материала – одна из важных задач при формировании самостоятельности учащихся. Сложность в отборе содержания постоянно возрастает в связи с необычайно быстрым ростом научной информации в разных ее областях. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений. Учителю необходимо обеспечить сочетание разных видов самостоятельной познавательной деятельности, а также управление процессом работы. Самостоятельная познавательная деятельность должна иметь как можно меньше шаблонности, т.к. ее основная задача – это развитие познавательных способностей, творчества и инициативы учащегося. Приемы – это отдельные умственные или практические действия обучающегося, которые дополняют форму усвоения материала. Выделим следующие приемы самостоятельной познавательной деятельности учащихся: 1) Умение работать с печатными материалами: анализировать текст, рисунок или график, пересказывать, конспектировать, систематизировать усвоенную информацию и работать с первоисточниками. 2) Выполнять практические упражнения: давать ответ на поставленные вопросы, составлять собственные рецензии и выполнять тренировочные упражнения. 3) Выполнять практические и лабораторные работы. 4) Справляться с самостоятельными (проверочными) работами: диктанта, сочинения. 5) Подготавливать доклады, статьи и рефераты. 6) Выполнять индивидуальные и/или групповые задания в ходе экскурсий или наблюдений. 7) Делать самостоятельные домашние лабораторные опыты и наблюдения. Нами была разработана методика, предназначенная для определения сформированности приемов самостоятельной познавательной деятельности. В формировании выделяем шесть уровней: 1 уровень - низкий 2 уровень - ниже среднего 3 уровень - средний 4 уровень - выше среднего 5 уровень - повышенный 6 уровень - высокий Для того чтобы определить общий уровень самостоятельной познавательной деятельности, уровни были объединены: низкий и ниже среднего, средний и выше среднего, повышенный и высокий. 1. Низкий уровень. Не проявляет активности. Плохо выполняет учебные задачи, не выделяя основной цели. Дает отчет своим действиям, но реализует их с трудом. Работа не контролируются систематически. Исправляет ошибки, но не  обосновывает свои действия. Потребности в оценке не испытывает, самостоятельно себя не оценивает, ждет оценки со стороны. 2. Средний уровень. Активно работает, но после решения поставленной задачи теряет интерес. Познавательная задача сохраняется в ходе учебных действий. Не может изменить способ решения задачи без помощи учителя. Находит и исправляет ошибки, обосновывая их. Контролирует весь процесс решения. Самостоятельно оценивает действия и может обосновать результат. 3. Высокий уровень. Активно работает, возникает устойчивый интерес. Проявляет творческую заинтересованность к предмету. Полностью осознает учебную задачу, может сам сформулировать цель. Самостоятельно выбирает способ решения или изменяет известный. При решении новой задачи применяет старую схему, задание выполняют безошибочно, при необходимости вносит коррективы. Оценка сформированности приемов самостоятельной познавательной деятельности по опроснику. Так же в ходе эксперимента выяснили, как уровень сформированности приемов самостоятельной познавательной деятельности влияет на предметные результаты по биологии в 8х классах. Для оценки результатов исследования проводился контрольный. Цель среза заключалась в оценке качества предметных знаний. Контрольный тест №1 в контрольных и экспериментальных классах, длительностью 45 минут. В соответствии с полученными баллами за выполнение всех заданий сделан вывод об уровне предметных результатов обучения до эксперимента, который определялся следующим образом

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гирич Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 13 - 18. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3344 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3344



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.