Колодезникова М.В.
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Аннотация:
в статье показаны результаты эксперимента по двум методикам учеников пятого класса по их адаптации
Ключевые слова:
адаптация пятиклассников, тревожность, мотивация, переход в среднее звено
Переход из начального звено в среднее звено школы является важным моментом в жизни каждого ребенка. В пятом классе для ребенка все становится новым: новые учителя, новые классы, новые ребята. Поэтому при переходе в пятый класс ученики испытывают немало стресса. Ребенок также может испытывать тревогу, так как вся ответственность за учебу лежит на них. Поэтому мы решили проверить прошли ли адаптацию ученики 5 класса во второй четверти учебы. Исследование проводилось ученикам 5 класса школы №26 г. Якутска. Всего приняли участие 19 пятиклассников, из них 12 юношей и 7 девушек. В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие комплексы методик: школьная тревожность Филлипса; методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина); По методике Филлипса были следующие результаты. 78,9 % (15 испытуемых) имеют средний уровень общей школьной тревожности. Такие ученики считаются уже адаптировавшимися, тревожность не выявлена 4 % (4 испытуемых) имеют повышенный уровень школьной тревожности. Этот показатель свидетельствуют о том, ученики склонны переживать тревожность, они могут испытывать тревогу при общении со сверстниками, учителями, при выполнении школьных заданий В таблице 2 мы видим, что достаточно высокий процент учащихся (73,7%), не переживают социального стресса. Процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне (5,2%), на повышенном уровне (21,1%). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим Значительную фрустрацию потребности в успехе испытывают 26,3% пятиклассников. В данном классе 73,7% учащихся успешно удовлетворяют свою потребность в успехе и чувствуют себя комфортно. У 21,1% испытуемых присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия Повышенный уровень страха самовыражения у 15,8% учащихся. Для 63,1% школьников не характерны психологические и эмоциональные трудности в самопредъявлении и самораскрытии. Результаты показывают, при проверке знаний 15,8 учащихся имеют высокий уровень и 26,3 повышенный уровень тревожности. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих выявлен у 10,5% пятиклассников. У 21,1% испытуемых повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. 15,8% пятиклассников склонны сниженной приспособляемостью к ситуациям стрессогенного характера. Это указывает на низкую стрессоустойчивость учащихся. В общении с учителями у испытуемых также не отмечается сильное эмоциональное напряжение. Немного слабее оно проявляется у 47,4% школьников данного класса. 52,6% испытуемых не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями и могут успешно с ними взаимодействовать. Таким образом, мы видим, что характерными особенностями пятиклассников являются проявления тревожности разной степени, выраженная фрустрация, потребности в достижении успеха, страх проверки знаний, низкая сопротивляемость стрессу, трудности во взаимодействии с учителем. Школьники имеют трудности преодоления социальных стрессов, то есть, возникающих в результате различных конфликтов, не соответствия оценке окружающих, критического отношения. По второй методике изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина), выявились следующие результаты
Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 4
Ссылка для цитирования:
Колодезникова М.В. АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 44 - 47. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3349 (дата обращения: 25.03.2023 г.)
© 2020