Першина К.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ГЕНДЕРНОЙ ДИСФОРИЕЙ
Аннотация:
в статье представлено изучение социально – психологических особенностей адаптации молодых людей с гендерной дисфорией
Ключевые слова:
психологические особенности, гендерная дисфория, адаптация молодых людей, гендерная идентичность
Адаптация – это приспособление к внутренним и внешним условиям, в широком смысле этого слова. Как утверждают Зинченко В.П. и Мещеряков Б.Г. социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, заключающийся в возможности выполнять определённые функции. Например, адекватное восприятие как окружающей действительности, так и самого себя, или же адекватное общение с окружающими, способность к обучению и труду. А так же приспособление индивида к условиям социальной среды. Под психологической адаптацией понимается приспособление индивида к существующим в обществе нормам и требованиям, за счёт присвоения ценностей данного общества [2]. Иными словами, под социально-психологической адаптацией мы можем понимать приспособление человека к окружающей его социальной среде, к социально полезной деятельности, к существующим в данном обществе требованиям и нормам. Процесс социальной адаптации занимает важное место в жизни каждого человека. Обычно такой процесс возникает, когда мы входим в новую социальную группу. Изначально, любой человек начинает процесс адаптации с самого рождения, оказавшись в семье, в которой существуют свои нормы, правила и порядки. Ребёнок принимает данные правила, и следует им. Взрослея ребёнок переходит в новую социальную группу, он идёт в детский сад. Там он сталкивается с другими нормами и правилами, принимает свою новую социальную роль. И так далее, входя в новые социальные группы (школа, университет, работа) мы встречаемся с определёнными правилами и 7 ценностями, существующими в данных группах. Успешной адаптацией индивида считается принятие этих норм, социальных ролей и следование им [1, 3]. Эмпирическое исследование проводилось с помощью социальной сети «Вконтакте». Участие принимали 30 девушек в возрасте от 15 до 25 лет. Все девушки, принимавшие участие в прохождении методик, имели нарушение гендерной идентичности, которое частично можно определить по внешнему виду (девушки выглядят как парни, носят одежду мужского стиля, имеют короткую стрижку, косметика на лице отсутствует). Каждому испытуемому предлагалось пройти три методики: 1) Тест Куна «Кто я?» (Модификация Т.В. Румянцевой) 2) «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири) 3) Тест «Социальный интеллект» (Гилфорд) (2, 4 субтесты). После проведения исследования были сделаны выводы, что более половины людей, имеющих гендерную дисфорию, обозначают свой гендер как мужской, то есть частично относят себя к представителям противоположного пола, при этом они не считают важными свои социальные роли. Они ориентированы больше на себя, имеют эгоистические черты, им сложно выполнять социальные правила и соответствовать общепринятым нормам общества. Трансгендеры требуют к себе внимания. При этом они упорны и упрямы. Они критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Также, молодым людям с гендерной дисфорией свойственны скромность и уступчивость, мягкость и доверчивость. О них можно говорить, как о людях, проявляющих дружелюбие и склонных к сотрудничеству. Молодые люди хорошо владеют языком телодвижения, способны понимать невербальные реакции, а также умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, способны понимать логику их различия. На основе вышепредставленных данных можно сказать, что сами трансгендеры имеют качества, необходимые для успешной социальной адаптации (уступчивость, доверие, дружелюбие, склонность к сотрудничеству, способность понимать невербальные реакции). Однако им зачастую мешает направленность на себя, собственные мысли по поводу своей идентичности и несоответствие социальным стандартам.
Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 4
Ссылка для цитирования:
Першина К.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ГЕНДЕРНОЙ ДИСФОРИЕЙ // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 74 - 76. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3358 (дата обращения: 25.03.2023 г.)
© 2020