'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 4
  4. Научная статья № 36

Просмотры  105 просмотров

Зварцев И.А.

  


СМЕНА СОВЕТСКИХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ В 1939 ГОДУ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается переход от политики коллективной безопасности к сближению с Германией. Описаны советско-англо-французские переговоры августа 1939 года   

Ключевые слова:
М.М. Литвинов, В.М. Молотов, британо-франко-советские переговоры, пакт Молотова-Риббентропа   


В обстановке нараставшей военной угрозы со стороны Германии, 18 мая 1939 года советское правительство предложило созвать конференцию заинтересованных государств (СССР, Великобритания, Франция, Румыния, Польша, Турция) для определения их позиции в отношении германской агрессии. Но британское правительство сочло такое предложение «преждевременным и предложило подписать декларацию с целью консультаций относительно мер для совместного сопротивления агрессии против любого европейского государства» [3; с. 33]. Советское правительство согласилось подписать декларацию, но 1 апреля 1939 года британское правительство заявило, что считает вопрос по ней отпавшим. Вместе с тем, месяцем раньше, в апреле 1939 года, Великобритания и Франция предложили Советскому Союзу выступить с заявлением об оказании помощи его соседям в случае нападения на них, если такая помощь окажется желательной. Речь шла об Эстонии, Латвии и Финляндии. 17 апреля советское правительство дало ответ на британо-французские предложения. СССР предложил подписать договор о взаимной помощи против агрессии на 10-15 лет. Согласно договору «военная помощь должна была оказываться всем государствам, которые расположены между Балтийским и Чёрным морями, если они подвергнутся агрессии» [3; с. 33]. Кроме того, СССР предлагал заключить военную конвенцию, которая установила бы размеры и формы такой помощи. Конвенция должна быть подписана одновременно с политическим соглашением, так как без такой конвенции пакт не будет эффективным. Начиная с мая 1939 года, советская позиция в отношении западных предложений стала более жёсткой из-за перемен в руководстве НКИД (Народный Комиссариат Иностранных дел), отставки М.М. Литвинова с поста наркома иностранных дел и замены его В.М. Молотовым, котрый послушно выполнял указания Сталина, а сам Сталин не верил в возможность эффективного сотрудничества с западными демократическими странами и не хотел такого сотрудничества. В НКИД было проведено собрание, на котором В.М. Молотов разъяснил причины отставки М.М. Литвинова: «не обеспечил проведение партийной линии в наркомате, подбор кадров был не вполне большевистским, Литвинов держался за ряд чуждых и враждебных партии и Советскому государству людей и проявлял непартийное отношение к новым людям, пришедшим в наркомат» [5; с. 223]. Собрание единогласно приняло резолюцию, в которой говорилось, что «ЦК ВКП(б) и лично товарищ Сталин уделяют огромное внимание НКИД, и лучшим доказательством этого является то, что во главе НКИД поставлен лучший соратник Сталина В.М. Молотов» [1; с. 69]. Новый нарком считал британо-французские предложения в вопросе о пакте коллективной безопасности в Европе, неравноправными в отношении СССР в силу того, что «из-за отсутствия британо-французских гарантий, северозападные границы Советского Союза остаются неприкрытыми, что может стать  провоцирующим моментом для направления агрессии против СССР» [1; с. 69]. Правительства Великобритании и Франции соглашались оказать СССР помощь, но через Лигу Наций с её длительной и сложной процедурой, что делало помощь малоэффективной. Молотов заявил что «Франция и Англия незаинтересованы в заключении пакта, а только ведут разговоры о нём, а участвовать в таких разговорах советское правительство не намерено» [1; с. 69]. 15 июня 1939 года Англия и Франция вновь выразили готовность провести консультации с Советским Союзом и обсудить ситуацию в случае агрессии со стороны Германии против СССР, но по-прежнему отказывались от принятия военной конвенции. Чтобы разрядить ситуацию, в дальнейшем они согласились на предоставление военной помощи Финляндии, Латвии и Эстонии в случае прямой агрессии против них, но отказались от выступления против Германии в случае её косвенной агрессии, то есть организации государственного переворота с целью прогерманской политики данных стран. Негативную роль в ходе вышеназванных британо-франко-советских переговоров сыграло правительство Польши. Оно не считало возможным заключать пакт о взаимопомощи. Польское правительство исходило из доктрины министра иностранных дел Ю. Бека — «не вступать ни в какие соглашения с СССР и Германией» [7; с. 253]. Однако Польша занимала прогерманскую ориентацию, надеясь в случае войны, присоединить Украину и получить выход к Чёрному морю. Советский Союз, со своей стороны, не оставлял попыток выйти на конкретные договорённости с Англией и Францией о заключении военной конвенции в случае агрессии в Европе. 23 июля 1939 года советское правительство предложило Англии и Франции начать переговоры о заключении военной конвенции. 25 июля оно было принято, а 5 августа британская и французская военные миссии выехали в СССР. Переговоры начались 12 августа в особняке НКИД на Спиридоновке (до революции он принадлежал С. Морозову). Советскую делегацию возглавлял нарком обороны К.Е. Ворошилов,  а в её состав входили нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, начальник генштаба Б.М. Шапошников и его заместитель И.В. Смородинов. Делегации Англии и Франции возглавляли второстепенные лица адъютант короля по морским делам адмирал Р. Дракс и член высшего военного совета Французской республики генерал Ж. Думенк. Полномочий на подписание официальных документов у западных делегаций не было. Не было и проекта военной конвенции. Уже на первых заседаниях в ходе переговоров 12 и 13 августа выяснилось, что у англичан и французов нет конкретного плана совместных военных операций, нет общей договорённости о сроках и районах сосредоточения и развёртывания своих вооружённых сил. Западные делегации предложили обсудить только общие цели и принципы сотрудничества. Советская делегация представила подробный план совместных действий вооружённых сил трёх стран на случай агрессии. Она заявила, что Красная армия «должна выставить против агрессора 136 дивизий, 5000 орудий, 10000 танков, 5500 боевых самолётов» [4; с. 481]. Советский план предусматривал участие в военных действиях Польши и Румынии. Он имел три варианта действий: нападение на Великобританию и Францию; нападение на Польшу и Румынию; нападение на СССР. В любом варианте советские войска должны были пройти через польскую и румынскую территорию. 14 августа вопрос об этом был прямо поставлен на очередном заседании военных миссий, но французские и английские представители уклонились от его обсуждения. Они заявили, что «Польша и Румыния являются самостоятельными государствами и они должны сами решить вопрос о пропуске советских войск, а СССР должен обратиться с соответствующим запросом к польскому и румынскому правительствам» [7; с. 255]. Переговоры ещё 4 дня топтались на месте, а 17 августа К.Е. Ворошилов заявил, что нет смысла работать, пока нет ответа на советские предложения о проходе войск. Вопрос повис в воздухе, так как западные делегации не получили никаких инструкций от своих правительств. 22 августа переговоры были прекращены. Таким образом, была сорвана последняя попытка создать объединённый фронт против фашистской агрессии. Западные державы во многом шли на сговор с Гитлером, потому что рассматривали фашистский режим в Германии как «меньшее зло» по сравнению со сталинским Советским Союзом и именно поэтому стремились направить германскую агрессию на Восток. В свою очередь Сталин не доверял западным демократиям. И как писал историк В.Г. Трухановский, видел именно в них своего главного противника и поэтому вместо создания союза антифашистских демократических сил предпочёл пойти на диалог с Гитлером, чем помог Германии закамуфлировать подготовку Второй мировой войны [6; т. 1, с. 204]. В советском руководстве существовали различные мнения о том, в каком направлении осуществлять внешнюю политику СССР: продолжать усилия по созданию системы коллективной безопасности с участием Великобритании, Франции и других западных держав; или пойти на заключение пакта о ненападении с Германией. Сторонником первой был М.М. Литвинов, а второй — В.М. Молотов и И.В. Сталин. После отставки М.М. Литвинова с поста наркома иностранных дел СССР линия на сближение с Германией в советской внешней политике стала доминирующей. Потенциальным противником Советского Союза в Европе в тот период была Германия с её мощной экономической базой и постоянно растущей военной промышленностью, опытными военными кадрами. В представлении партийного и государственного руководства СССР пойти на конфликт с Германией в тот период значило бы обречь страну на неминуемое поражение.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. СМЕНА СОВЕТСКИХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ В 1939 ГОДУ // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 183 - 190. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3378 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3378



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.