'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (27) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  106 просмотров

Зварцев И.А.

  


СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В 1933-1938 ГОДАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается дипломатия СССР периода борьбы за коллективную безопасность. Показано установление дипломатических отношений с США, вхождение в Лигу Наций, заключение Советско-Франко-Чехословацкого договора 1935 года. Описана реакция Советского Союза на политику Германии в отношении Австрии и Судетской области   

Ключевые слова:
Ф.Д. Рузвельт, А. Гитлер, И.В. Сталин, Антикоминтерновский пакт, Лига Наций, Мюнхенская конференция   


30-е годы XX века занимают особое место в мировой политике и истории Советского государства. В 1929-1933 годах разразился мировой экономический кризис, политическими последствиями которого стали приход к власти в США Ф.Д. Рузвельта, провозглашение «нового курса», основой которого было активное вмешательство государства в экономику [ 1; с. 54]. С другой стороны, начало 30-х годов — это приход фашизма к власти в Германии, активизация японского милитаризма на Дальнем Востоке, образование двух очагов войны. В результате прихода А. Гитлера к власти в Германии политическая обстановка в Европе обострилась. Нацистский режим выступал «не только за отмену унизительных для Германии статей Версальского договора, но и начал реализовывать изложенные в книге Гитлера «Майн Кампф» планы реванша и завоевания господства в Европе, а затем и в мире» [3, т. 1, с. 294]. В феврале 1933 года на секретной встрече с командующими всех родов вооружённых сил Германии Гитлер объявил о том, что он будет осуществлять захват чужих территорий, завоёвывать жизненное пространство на Востоке [3; т. 1, с 295]. Пугая Запад угрозой революции, исходящей от Советского Союза, объявив Германию «бастионом Запада против большевизма» Гитлер добился аннулирования военных ограничений для Германии, установленных Версальским договором. В конце 1933 года Германия вышла из Лиги Наций, в марте 1935 года заявила о создании военной авиации и о введении всеобщей воинской повинности, а через год ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область. В ноябре 1936 года между Германией и Японией был подписан «Антикоминтерновский пакт», к которому в 1937 году присоединилась Италия. В секретном приложении к пакту говорилось о том, что его участники «будут координировать свою политику в отношении Советского Союза» [6; с. 184]. Экономические успехи СССР способствовали проведению активной международной политики. В 1933 году были установлены дипломатические отношения между СССР и США, по инициативе президента США Ф.Д. Рузвельта. Этот акт поднимал шансы сохранения мира, нормализовал отношения между двумя странами, укрепил торговые связи между ними и создал базу для дальнейшего взаимного сотрудничества. Успешному развитию советскоамериканских отношений способствовало подписание в 1937 году торгового соглашения с предоставлением СССР принципа наибольшего благоприятствования. 15 сентября 1934 года от имени 30 государств Советскому Союзу поступило предложение вступить в Лигу Наций, а 18 сентября 1934 года СССР был принят в эту организацию и стал членом её постоянного совета. Вступая в Лигу Наций СССР подверг критике те статьи её устава, которые предусматривали обязательное третейское разбирательство, рассматривая это как возможность для вмешательства во внутренние дела других государств [1; с. 59]. СССР также возражал против тех положений устава, которые санкционировали войну для разрешения международных споров, выступал за расовое и национальное равноправие, настаивал на том, чтобы Лига приняла постановление, что все её члены считаются взаимно признавшими друг друга. СССР по-прежнему продвигал идею создания системы коллективной безопасности совместно с политическими деятелями Франции (Л.Барту, П.Бонкур), которые «сознавали опасность германской угрозы и искали путей противодействия этой угрозе» [4; т. 1, с. 122]. Был выдвинут проект так называемого Восточного пакта (осень 1934 года). Он предусматривал участие в нём СССР, Польши, Чехословакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Германии. Члены пакта должны были оказывать друг другу всяческую помощь, включая военную, в случае нападения. Однако правительства США, Великобритании и Германии выступили против заключения пакта. Англия убеждала СССР «подписать вместо пакта договор о консультациях и ненападении, по которому договаривающиеся стороны не брали на себя никаких обязательств» [5; т. 1, с. 175]. Наша страна резко выступила против дальнейшего вооружения Германии. И.В. Сталин в марте 1935 года в беседе с А. Иденом (будущий министр иностранных дел Великобритании) заявил, что нужно принять меры для того, чтобы помешать ей довооружаться. Эту же мысль высказал и нарком иностранных дел М.М. Литвинов. Он напомнил, «что, говоря о восточной экспансии, Гитлер хочет поймать на удочку западные государства. Но когда вооружения достигнут желательного для Гитлера уровня, пушки смогут начать стрелять совсем в другом направлении» [5; т.1, с. 178]. Советской дипломатии, несмотря на противодействие противников системы коллективной безопасности в Европе, удалось добиться определённых успехов. 2 мая 1935 года был подписан франко-советский договор о взаимной помощи сроком на 5 лет. Однако между СССР и Францией не было заключено военной конвенции, что делало договор декларативным. 16 мая 1935 года договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией. Но во втором пункте  договора было сказано, что «обязательства о взаимной помощи будут действовать только при условии, если помощь жертве агрессии будет оказана со стороны Франции» [7; с. 317]. Эта оговорка была включена в договор по требованию президента Чехословакии Э. Бенеша, который хотел ограничить помощь со стороны СССР, боясь вступления Красной Армии на чехословацкую территорию. Договоры СССР с Францией и Чехословакией способствовали укреплению позиций сил, выступавших за организацию коллективного отпора нацистской агрессии. Они укрепляли «военно-стратегическое положение участников договоров и вынуждали Германию в случае агрессивных действий считаться с вероятностью войны на два фронта» [8; с. 191]. Договоры могли бы стать надёжной базой общеевропейской системы международной безопасности. Однако этого не случилось, так как правительства Франции и Чехословакии отказались от соблюдения договоров и противодействия агрессии. Не дали результатов и переговоры о заключении регионального Тихоокеанского пакта, действие которого могло бы сорвать японскую агрессию в Азии. Из-за негативного отношения США и западных держав к подписанию пакта переговоры о его заключении в середине 30-х годов зашли в тупик. Советский Союз, став членом Лиги Наций, активно использовал её трибуну в борьбе против фашистской агрессии, за коллективную безопасность в Европе. В апреле 1935 года предметом обсуждения в Лиге стало нарушение Германией военных статей Версальского договора. Советский представитель в Лиге Наций М. Розенберг выступил с заявлением о том, что Советский Союз никогда не скрывал своего отрицательного отношения к Версальскому договору и разоружению Германии. Но СССР считал «неправильным одностороннее нарушение этого договора и опасным вооружение Германии с целью завоевания чужих территорий и уничтожения независимости целых государств» [8; с. 192]. Советский Союз выступил в Лиге с осуждением агрессии Италии против Абиссинии (Эфиопии), начавшейся в ночь на 3 октября 1935 года. Бессилие Лиги Наций и нежелание её западных членов противодействовать фашистской агрессии в Европе наглядно проявились во время германо-итальянской интервенции в Испании. Военная помощь республиканской Испании оказывалась со стороны СССР в обстановке строгой секретности, так как СССР присоединился к комитету по невмешательству в испанские дела, созданному в августе 1936 года в Лондоне. В августе 1936 в Испанию прибыли советские военные специалисты. До 1939 года в Испанию было поставлено «648 самолётов, 347 танков, 1186 орудий, 20648 пулемётов, 497813 винтовок, большое количество боеприпасов. 3000 советских добровольцев воевали в интернациональных бригадах» [1; с. 63]. Советский Союз осудил аншлюс Германии в отношении Австрии. Хотя на референдуме в апреле 1938 года 99,7% австрийцев его одобрили, М.М. Литвинов в письме в ЦК ВКП(б) говорил, что «захват Австрии чреват величайшей опасностью, в том числе и для Советского Союза» [2; с. 517], так как он поощрял дальнейший рост территориальных претензий Германии Следующей жертвой агрессии в Европе стала Чехословакия. Советское правительство неоднократно заявляло, что оно готово выполнить свои обязательства по советско-чехословацкому договору 1935 года, но этому препятствовали европейские страны. Так, Великобритания использовала германские претензии на Судеты, чтобы начать переговоры о заключении британо-германского соглашения, по которому Германия гарантировала безопасность английских колоний в обмен на выдачу Чехословакии. Для осуществления этой сделки был составлен секретный план «Z», об осуществлении которого премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен сообщил правительству страны 14 сентября 1938 года, накануне своей встречи с А. Гитлером в Берхсгадене, на которой была достигнута договорённость о расчленении Чехословакии.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (27) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В 1933-1938 ГОДАХ // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 191 - 196. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3379 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3379



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.