'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 22

Просмотры  128 просмотров

Иванова З.А.

  


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА *

  


Аннотация:
в статье автором приводятся доводы о необходимости и целесообразности проведения местного референдума, с целью приведения в соответствие с нормами законодательства и содействию в развитии местного самоуправления. В рамках исследования установлено, что местный референдум, являясь индивидуальным правом на принятие самостоятельного решения по вопросам местного значения, является также общественным правом муниципального образования на выбор наиболее эффективных средств и способов организации местной власти.   

Ключевые слова:
местный референдум, местное самоуправление, муниципальное образование, демократия, народовластие, непосредственное выражение власти.   


Как известно, отличительной чертой решения вопросов государственного строительства в большинстве современных государств является дифференция публичной власти на государственную и местную (муниципальную). В свою очередь, реальное функционирование местной власти является одним из признаков, характеризующих государство как демократическое и правовое [1, с. 25]. Российская Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике [2, с. 239]. На основании Конституции РФ конституционное право граждан на местный референдум, является индивидуальным правом на самостоятельное решение вопросов местного значения, но в то же время является и общественным правом муниципального образования на выбор наиболее эффективных средств и способов организации местной власти. Реформирование системы местного самоуправления продолжается на протяжении более 25 лет. Несмотря на называемые положительные изменения, местное самоуправление в России имеет ряд проблем. Начальный этап формирования местного самоуправления в каждом субъекте государства имеет значительное отличие. С целью приведения примера по данному утверждению, исследованию подлежит организация местного самоуправления в Республике Башкортостан. Авторами выделяются несколько этапов создания системы местного самоуправления, что связанно с внесением изменений в законодательство о местном самоуправлении, принятием нового закона, регламентирующий формирование местного самоуправления в республике. Особенность законотворчества данного субъекта заключается в том, что закон о местном самоуправлении был принят 20 декабря 1994 года, до принятия указанного закона на федеральном уровне, что как следствие привело к возникновению противоречий регионального и федерального законодательства. Далее происходил длительный процесс по внесению изменений в нормативно-правовые акты субъекта РФ. Преодолев ряд трудностей, в республике была создана и утверждена система местного самоуправления, срядом характерных особенностей.Местное самоуправление было утверждено в сельских поселениях, то есть действовала исключительно поселенческая модель, на уровне сельсоветов. В республике было образовано более 950 муниципальных образований, которые представляли собой маловлиятельные, не способные к сотрудничеству муниципалитеты, произошло множество нарушений гражданских прав, что привело кряду судебных процессов, по вопросам реализации права граждан на осуществление местного самоуправления. На территории субъекта имеется опыт проведения местного референдума, который проходил в 1104 муниципальных образованиях республики, а вопрос, выносимый на местный референдум, звучал следующим образом: «Согласны ли Вы с тем, чтобы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», инициированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, была установлена следующая структура органов местного самоуправления муниципального образования города (района): – представительный орган муниципального образования (Совет), председателем которого является избираемый из его состава глава муниципального образования (Председатель Совета); – местная администрация муниципального образования (Администрация) во главе с главой местной администрации (Глава Администрации)?». Данная формулировка исключала возможность прямых выборов глав муниципальных образований, что привело к акциям протеста в городе Уфа и Благовещенск, в связи с тем, что легитимность проведенного местного референдума была под большим сомнением. Это вызвало волну недовольства населения выступающее за прямые выборы глав муниципальных образований. Подобная форма избрания глав муниципальных образований предусматривается федеральным законодательством, ее отсутствие является противоречием законодательству, согласно которому, глава муниципального образования в соответствии с уставом избирается на местных выборах либо представительным органом из своего состава [4 с. 308-311]. Многими авторами отмечается, что соответствующая система местного самоуправления в республике, не смотря на устранение противоречий в законодательстве субъекта, до настоящего времени отсутствует. Муниципалитеты полностью подчинены назначенным главой республики, главам администраций, которые тотально контролируют местное сообщество и лоббируют интересы региональных элит. Местный референдум как форма выражения прямого волеизъявления населения по вопросам муниципального образования с целью принятия решений, является эффективной и действенной формой выражения прямого волеизъявления населения небольших по территории и численности муниципальных образований. Форма народовластия, содействующая созданию активной правовой и политической позиции граждан муниципального образования, способная повысить уровень гражданско-правовой осознанности, что способно развить правильную модель гражданского общества в нашей стране. Наиболее распространенная практика проведения местного референдума, на территории Республики Башкортостан, вполне эффективно могла бы оказать содействие в создании законной, эффективной, полезной в практическом смысле, модели системы местного самоуправления. Также для более успешного совершенствования данного института необходимо регулярно, проводить народные слушания, обсуждения, всевозможные мероприятия, в процессе которых происходит взаимодействие представителей муниципальной, государственной власти с народом. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Иванова З.А. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 94 - 97. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/342 (дата обращения: 30.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/342



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.