'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  127 просмотров

Бирюкова П.А.

  


СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, ВТОРОЙ КЛАСС) *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассматривается специфика обучения лексическому аспекту иноязычной речи (немецкого языка) во втором классе начальной школы и представлены варианты упражнений и лексических игр с использованием традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий   

Ключевые слова:
лексика, аспекты языка, аспектно-комплексное обучение, младший школьный возраст, цифровые технологии   


Иностранный язык является не только средством общения между людьми, а также средством для познания окружающего мира. Немецкий язык включен в структуру учебного плана в общеобразовательных учреждениях наряду с английским языком, французским и др. как первый, так и в качестве второго иностранного языка. Учебно-методические комплексы по обучению иностранным языкам (в частности немецкому) требуют изменений, так как существует необходимость в современной, действенной методике, поскольку наш мир меняется, а вместе с ним язык, а также различные области жизни, которые получают освещение в УМК по иностранному языку. Как известно, обучение лексике играет главенствующую роль в обучении иностранному языку, поэтому существуют методические разработки по определенным темам в составе одного УМК, однако они могут устаревать или же их может быть недостаточно. В настоящей статье представлен комплекс упражнений и игр для формирования лексических навыков у младших школьников на основе учебнометодического комплекса „Mosaik“ и «Немецкий язык. Первые шаги» для второго класса начальной школы. В ходе работы были изучены и отобраны наиболее яркие примеры дефиниций с точки зрения авторов статьи, такие как «лексика», «лексический аспект», «младший школьный возраст», «цифровые технологии». Прежде чем обратиться к ключевым понятиям статьи, необходимо рассмотреть определение понятия «лексика». Согласно «Словарю методических терминов», лексика – это словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. В зависимости от характера речевой деятельности различают активную лексику или активный словарный запас, то есть слова, которыми пользуется для выражения мыслей в устной речи и на письме, владея ими продуктивно [1]. Овладение лексикой изучаемого языка необходимо для успешного осуществления продуктивной речевой деятельности - говорения, чтения, письма или рецептивной речевой деятельности – аудирования и чтения. Именно поэтому лексике отведено одно из важнейших мест в обучении иностранному языку. В современной методике выделяются понятия аспектного и комплексного обучения, не противоречащие друг другу. Аспекты языка – это составляющие системы языка, как фонетика, лексика и др, выделяемые с целью изучения и практического применения на занятиях на протяжении курса языка [Азимов, Щукин, 2009, с. 20]. В свою очередь, аспектно-комплексное обучение – это направление в преподавании языка, при котором в рамках практического курса выделяются отдельные аспекты обучения, которые представляют уровень языка – фонетический, лексический, грамматический [1]. Овладение лексической единицей (ЛЕ) изучаемого языка предполагает овладение ее значением, звуковой и графической формой и умение употреблять ее в соответствующем контексте. В начальной школе ученикам необходимо знать значение слова, как оно читается (овладение его графической формой), и уметь воспроизводить изученную единицу устно и письменно. В соответствии со ФГОС (СПОО) [15] учащиеся начальной школы должны изучить 500 ЛЕ для бытового, трудового, культурного общения, для рецептивного и продуктивного усвоения. Эти 500 слов входят в активный словарный запас, то есть к словам, которыми пользуются для выражения мыслей в устной форме или на письме, владея ими продуктивно [2]. Поскольку особенности обучения лексике тесно связаны с психофизиологическими особенностями младших школьников, следует обратиться к возрастной характеристике субъектов деятельности. Обучающиеся на одной образовательной ступени имеют ряд сходных и типических для них черт и особенностей [8]. Удалось выяснить, что возрастные границы периодов, выведенные Ж. Пиаже, Л. С. Выгостким и Д. Б. Элькониным, совпадают между собой: Дошкольный возраст (от 3/4 лет до 7/8 лет), школьный или как его также называют – младший школьный возраст (от 7/8 лет до 11/12) [17]. Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности [ 8]. В младшем школьном возрасте главную роль в учебной деятельности играет интерес ребенка к изучению чего-либо нового, что лежит в основе учебной мотивации. Элементы ведущей учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего обучения формируются именно в начальной школе. Особенность второго года обучения заключаются в том, что, с одной стороны, учебная деятельность у детей стала ведущей, а с другой, они характеризуются относительной слабостью произвольного внимания, ярко выраженной эмоциональностью. В данный период происходит развитие формы мышления, обеспечивающее усвоение полученных знаний, у ребенка развивается научное и теоретическое мышление, то есть завершается период от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое позволяет пересказывать полученную информацию, делать выводы и умозаключения, а также решать проблемные ситуации в обучении [12]. Младший школьник также характеризуется достаточно большой практической активностью. Учебная деятельность включает в себя освоение новых знаний, умение решать различные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, она является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе [11]. Стоит обратиться к особенностям обучения лексике в начальной школе. Важной особенностью урока по изучению лексики на данном этапе является то, что он объединен одной лексической темой, однако деятельность учеников остается разнообразной. При обучении младших школьников необходимо часто менять виды деятельности, поскольку концентрация внимания на данном возрастном этапе небольшая и составляют приблизительно 7-10 минут. Кузнецова Т.М. выделяет два этапа работы над лексическим материалом на уроке [10]: 1) Первый этап – работа на слуховой основе. На этом этапе множество заданий включают в себя прослушивание различных текстов и песен, что подготавливает речевой аппарат ученика к имитации лексического материала. [6]. Путем пассивной обработки информации, мозг и речевой аппарат обучающегося настраивается на дальнейшую работу над лингвистической системой, которая является отличной от системы родного языка. Процесс подготовки к изучению лексического материала совпадает с адаптационным периодом, после которого наступает отдача и ученик делает первые шаги в воспроизведении слов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бирюкова П.А. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, ВТОРОЙ КЛАСС) // Вестник науки №7 (28) том 2. С. 26 - 36. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3424 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3424



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.