'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  104 просмотров

Кобланова Ж.К.

  


ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕТАФОРЫ В ЛИРИКЕ Т. МАТМУРАТОВА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности употребления метафоры в лирике Т. Матмуратова   

Ключевые слова:
лирика, метафора, литература   


Лирика Т. Матмуратова очень богата тропами и её корни, конечно же, уходят в устную литературу каракалпакского народа. О метафорах, аллегориях, символах, метонимиях, эпитетах и сравнениях в произведениях поэта говорится и в объемных трудах известных ученых. Трогательность, художественность лирики поэта, более точное и глубокое выражение мысли об описываемом предмете или явлении обусловлено тем, что поэт продуктивно использует тропы. Таким образом, в работе на основе сборника «Arzıw shámeni» (Цветник мечты) мы изучаем метафоры, употребленные в лирике Т. Матмуратова. С первых же страниц сборника видно, что в стихотворных строчках употреблены метафоры: Sen bulaqsań bergen hal-dármanımdı (3-bet). Qúdiretli Watanım qushaqlarıń da, Súyemen shalqıǵan shalqar teńizdi (4-bet). В первом приведенном примере поэт создает метафору на основе слова bulaq (родник). То есть народ уподобляется роднику, дающему силы. Так он гражданским пафосом высоко выражает свою любовь к народу. А во втором примере, употреблена метафора Watan qushaǵı (объятия Родины). Заметно, что метафора в данной строчке имеет функцию образности. Так как вместо Watanım aymaǵında (на территории моей родины), употребление метафоры Watan qushaǵı (объятия Родины) придает стихотворению художественности, выражена любовь к родине. Т. Матмуратов считается автором всем нам известного стихотворения «Kúlki degen múlki bar». Наверное нет среди нас человека, не знающего наизусть это стихотворение, так как в нем в национальном колорите раскрыт быт каракалпакского народа. Для усиления остроты и образности мысли в стихотворении поэт употребляет метафоры : Kúlmese awzı qıshıǵan, Kúlmese kelmes uyqısı. Kewiliniń mushınan Túrtip turar kúlgisi. Jılaǵansha kúlisip, Kewillerden shań ushar, Basqılasıp kórisip, Basqılasıp daǵısar (8-bet). В данных строчках употреблена метафора kewildiń mushı то есть kewildiń múyeshi (уголок души). Метафора употреблена настолько проникновенно, что читателю легко представить себе смех, который скрыт в уголке души. Кроме того, в следующих строчках уместно употреблена метафора kewil shańı (пыль в душе), которая служит для создания национальной атмосферы. В следующих стихотворных строчках поэта также мастерски употреблены метафоры: Bolmaydı kiyik shólsiz, shól - kiyiksiz, Watan degen insannıń saltanatı (11-bet). В данных строчках посредством метафоры insan saltanatı (царство человека) дается особенная характеристика Родине.  Kópir yańlı túser oǵan da, Bul dúnyanıń awır salmaǵı. Óter onnan izi úzilmey, Árman kárwanı (18-bet). В стихотворении употреблены метафоры dúnyanıń salmaǵı (вес мира) и árman kárwanı (караван мечты). Поэт, имея ввиду трудности мира, в котором мы живем, отмечает «dúnyanıń awır salmaǵı» ( тяжелый вес мира). И вправду, если бы было возможно взвесить следующие друг за другом проблемы и заботы в жизни, то они были бы тяжелым грузом, который неспособно поднять человеческое тело. Метафора Árman kárwanı тоже обладает такой силой образности. Так как желания человека бесконечны. Добиваясь чего-либо, он стремится к бОльшим результатам. Сочетание слов árman (мечта) и kárwan (караван) создает острую метафору. Обратим внимание на стихотворение поэта «Shıdamlılıq» (Выносливость) : Boladı ómirdiń jazları, qısları, Túrli nárse bolar turmısta. Bizler qus emespiz doslarım Jazda bolıp, ketetuǵın qısta. Biz kónemiz ómirdiń, Ashshısına, dusshısına da, Jasap ótemiz kewilli Shıdap táǵdir qısqısına (21-bet). Если обратить внимание, можно заметить, что, с начала до конца, стихотворение построено на противоположностях. Здесь метафоры выполняют поэтическую функцию. Под «жизненным летом» понимаются беззаботные, радостные дни в жизни, а под «жизненной зимой» имеется ввиду печаль и беда. Точно также во втором примере, «горечь жизни» означает препятствия и трудности в жизни, а «сладость жизни» - радость и счастье.  В стихотворении мастера слова «Namıs» «Совесть» также бросается в глаза употребление метафор: Insanıylıq degen biyik minardıń Sizdi qarsı alsın namıs quyashı, Bolsa da kiyimiń ala-shubardan, Bolmasın kewildiń ala-ǵulası (26-bet). В первом примере человечность уподобляется высокому минарету. Так как требования человечности велики. Словно как не всем по силам взбираться на высокий минарет, не всем даны высокие качества человечности. Во втором примере употреблена метафора namıs quyashı (солнце совести). Данная метафора так же имеет признак образности. Совесть и честь, словно светило, освещает человека. Если человек бессовестен, его небо без света, а жизнь его бессмысленна. Búlbiller sayrasın kewil baǵında, Dos-yaran, tuwısqan, jaqınıń ushın (27-bet). Barlıq istiń boladı keyni, Ot óshpesin úmit shıradan (27-bet). В первом примере употреблена метафора kewil baǵı ( сад души). Нужно отметить, что данная метафора широко распространена и в творчестве многих других поэтов. А во втором примере, употреблена метафора úmit shırası (лампа надежды). Общее значение – не дай огню внутри погаснуть, то есть не будь безнадежным. Целый ряд метафор встречаются в стихотворении поэта «Rus tili» (Русский язык): Rus tili - meniń dilmash qusım ol, Ruxımdı jetkeredi jáhanǵa. Rus tili kóp tillerdiń júregi, Bul tilde sóyleydi óner, ilim de (28-bet). В первом приведенном примере язык уподобляется птице- толмачу, а во втором примере русский язык упоминается как «сердце всех языков». Конечно же, автор, чтобы показать важность и роль языка в тот период, называет его сердцем всех языков. Итак, в данном сборнике Т. Матмуратова высоко художественно употреблены метафоры. Анализируя их, можно встретить различные образцы художественных средств описания в творчестве поэта. Поэт богатыми красками описывает явления своего духовного мира в каждой строчке, в каждом куплете своих произведений. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кобланова Ж.К. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕТАФОРЫ В ЛИРИКЕ Т. МАТМУРАТОВА // Вестник науки №7 (28) том 3. С. 27 - 31. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3446 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3446



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.