'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  127 просмотров

Лаврентьева М.Ю.

  


РОЛЬ КИНОФИЛЬМОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОЖИВАНИИ ЭМОЦИЙ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена рассмотрению роли кинофильмов в актуализации и проживании эмоций. Рассматриваются такие вопросы, как необходимость проживания разнообразных эмоций; последствия отказа от проживания эмоций; способность кинофильмов актуализировать эмоции и помогать человеку безопасно проживать их; психологические механизмы кино   

Ключевые слова:
эмоции, кинофильм, психологические механизмы, актуализация эмоций, проживание эмоций, психосоматика, кинотерапия, вегетативные и соматические заболевания, накопление эмоций, подавление эмоций, идентификация, проекция, стратегии регуляции эмоций, потребность в безопасности   


В современном мире всё больше возрастает роль кино. Кино проникает в различные сферы жизни человека. Индустрия развивается, вовлекает людей. Кино является одним из самых молодых видов искусства, но одним из самых популярных, доступных и близких для людей. Мы смотрим кино по телевизору, интернету, в кинотеатрах. Приходя вечером домой, в выходные. Одни, с семьёй, друзьями, партнёрами. Просмотр кино - одна из самых популярных форм отдыха, согласно опросам Левада-центра занимает первое место в качестве формы досуга людей. 79 % опрошенных смотрят фильмы и сериалы хотя бы один раз в неделю. [2] Выявленные результаты опроса дают понять, что нельзя недооценивать роль кино в жизни человека, так как человек и кино взаимодействуют практически ежедневно (согласно опросу каждый второй совершеннолетний ежедневно проводит время за просмотром кинофильмов [2]). Кино выполняет развлекательные, познавательные функции, иллюстрирует разнообразные жизненные ситуации, позволяет нам наблюдать со стороны, как ведут себя герои и к чему это может привести. Одной из проблем, которую решает кино, является актуализация и проживание эмоций. В процессе воспитания детей часто учат тому, что есть хорошие и плохие эмоции. Такие выражения, как «не злись», «не плачь» дают ребёнку понять, что есть эмоции, испытывать которые плохо. Однако такое разделение является неверным. Все эмоции важны для человека и необходимы для его жизнедеятельности. Эмоции являются средствами сопровождения и отражения значимых адаптивных ситуаций в жизни человека. Также они являются важным механизмом закрепления полезного поведения и предотвращение неполезного. С эволюционной точки зрения эмоции появились как способ адаптации к различным жизненным ситуациям. Так, например, эмоция отвращения позволяет отказаться от принятия неподходящего, а гнев даёт энергию для преодоления препятствий. В каждой эмоции заложены общие и специфические функции: оценка, мобилизация, побуждение и др. [7] Будучи уже взрослыми, многие люди отрицают в себе «плохие» эмоции, а также пытаются избежать эмоций, доставляющих им боль и дискомфорт. Рано или поздно каждый человек сталкивается в своей жизни с событиями, которые вызывают у него чувство боли, но боясь быть уязвимым, человек может принять решение не чувствовать боль, запретить себе ощущать её. Люди отказываются от проживания данных эмоций. Однако непрожитые эмоции имеют свойство накопления.  З.Фрейд говорил, что невыраженные эмоции никогда не умирают, а сохраняются, продолжают изнутри влиять на человека и проявляться в дальнейшем в «уродливых отношениях». Психосоматическая концепция предполагает единство «внешнего» и «внутреннего» компонентов эмоций. При подавлении «внешнего компонента» эмоций, что зачастую происходит под влиянием установившихся стереотипов, которые закрепляются воспитанием, возникает проблема поддержания соматического здоровья. Происходит «перелив» способа выражения эмоций. От внешних способов, которые обеспечивают «бегство» или «борьбу», перевод осуществляется в сторону вегетативных и соматических компонентов, начинающих доминировать над психическими. [5] У лиц, страдающих психосоматическими заболеваниями, зачастую наблюдается как усиление отрицательных эмоций, так и их подавление. Такие люди обычно характеризуются как собранные, целеустремлённые, сдержанные. Однако имеют также такие черты, как чрезмерная категоричность суждений, педантичность, прямолинейность в оценке поступков окружающих, повышенное чувство ответственности. Возникновение состояния внутреннего конфликта зачастую бывает незаметно для окружающих и не всегда находит отражение во внешнем мире, но приводит к развитию психосоматических заболеваний. [5] Эмоции нуждаются в отреагировании. Подавление эмоций негативно сказывается на состояние организма. Может привести к неврозам, депрессии, нервному напряжению, различным заболеваниям. [4] Так, У. Грейс и Д. Грэхем заметили, что больные бронхиальной астмой не проявляют чувства и не допускают эмоционально насыщенных отношений. Позднее Т. Полянская экспериментально выяснила, что асматики имеют повышенный уровень самоконтроля и тратят большую часть усилий на подавление эмоций. [9] Согласно теории Паркинсона и Тортердела существуют два основных способа регуляции негативных эмоций: ориентированные на уход и ориентированные на вовлечение (табл. 1). [6]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лаврентьева М.Ю. РОЛЬ КИНОФИЛЬМОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОЖИВАНИИ ЭМОЦИЙ // Вестник науки №7 (28) том 3. С. 37 - 44. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3448 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3448



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.