'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  132 просмотров

Полуэктов А.Ю.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается понятие познавательного интереса, его сущность в процессе обучения; понятие межпредметных связей, пути и средства их применения на уроках русского языка   

Ключевые слова:
познавательный интерес, межпредметные связи, процесс обучения, русский язык, развитие личности   


На современном этапе существования определенной методики преподавания в школе существует, к сожалению, немало проблем и дискуссионных вопросов. Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой напрямую зависит успешность обучения учащихся, а именно проблема познавательного интереса школьников. Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеурочная деятельность, – а все это напрямую зависит от специфики организации деятельности учителя. Актуальность проблемы определяется тем, что образование сегодня направлено на формирование личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием связей явлений и процессов окружающего мира. Это оказывает непосредственное влияние на повышение творческого потенциала учащихся. При решении межпредметных познавательных задач школьники делают открытия и выводы, которые оказываются более весомыми и значимыми с практической и научно-теоретической точки зрения. В контексте нашей статьи важной для рассмотрения областью понятия интерес является познавательный интерес в учебной деятельности. Предметом познавательного интереса «выступает значительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки» [2, с. 96]. Отталкиваясь от такого определения предмета изучаемого понятия, можем утверждать, что условие существования познавательного интереса человека – непосредственная необходимость во взаимодействии с окружающим миром. По Г.И. Щукиной, во-первых, познавательный интерес – «наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения» [1, с. 15] Во-вторых, как мотив учения, познавательный интерес раньше и более ясно осознается школьниками. Третье: познавательный интерес, как мотив, носит бескорыстный характер. Четвертое: создавая внутреннюю среду развития, познавательный интерес существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер, протекание, результат. Пятое: познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними. Поговорим о межпредметных связях. Одним из более полных определений понятия дал Г.Ф. Федорец: «Межпредметные связи – педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» [3, с. 26]. По мнению исследователя вопроса В.Н. Федоровой, межпредметные связи в современном преподавании выступают как «дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе» [4, с. 76]. Для систематизации знаний в современной школе используется много приемов и методов, однако, уроки с межпредметными связями являются одной из самых эффективных форм. На таких уроках знания, которые получаются на различных учебных дисциплинах, синтезируются в единый образовательный комплекс. Таким образом открывается новое кaчество: своеобразное неразрывное целое, которое достигается широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Принцип межпредметных связей организации образовательного процесса и познавательной деятельности учащихся, способствует развитию системного и гибкости мышления учащихся, самостоятельности их действий, активизации познавательной деятельности и развитию интересов учащихся. Подобная работа помогает сформировать положительное отношение не только к изучаемому предмету, но и к другим, смежным предметам в частности. Методика работы учителя, делающего уклон в реализацию межпредметных связей, должна строится с учетом определенных этапов. Вопервых, это изучение опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной литературы; во-вторых, поурочное планирование введения межпредметных связей с использованием тематических планов; в-третьих, необходима разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках. Помимо этого, важно учитывать, что приемы контроля и оценки результатов такой работы может отличаться от работы по классической схеме. Межпредметный материал может использоваться на разных этапах урока. Межпредметный материал мы можем выбрать, основываясь на различных факторах. Таким образом, выбор зависит от: – от его вида; – специфики изучаемого материала; – особенностей формируемых умений; – от специфики контактирующих дисциплин, а также временных связей Так как же развить познавательный интерес за счет межпредметных связей? В школе русский язык – явление многофункциональное: во-первых, он является средством приобретения знаний учащимися на каждом предмете; во-вторых, вовторых, что очевидно, русский язык – самостоятельный предмет обучения. Именно поэтому в системе школьного образования получил широкое распространение процесс по реализации межпредметных связей разных учебных предметов. Самая популярная пара среди интеграционных процессов в школе – русский язык и литература. У этих предметов есть немало общего: так, объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. В практике современных педагогов частотно использование деятелей литературы в качестве иллюстративного материала. Например, уместными для использования на уроках русского языка будут высказывания великих писателей: – «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!» (И. Тургенев); – «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский); На уроках русского языка возможно использовать элементы связи с историей, и прежде всего с историей культуры как своей страны, так и мира. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Полуэктов А.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №7 (28) том 3. С. 45 - 50. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3449 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3449



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.