'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  158 просмотров

Экажева З.В., Кодзоева Ф.З.

  


ПОРТРЕТ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ ОСКАРА У. «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»И ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» *

  


Аннотация:
в данной статье сравниваются и противопоставляются описания авторами способности портрета раскрыть моральный облик художника   

Ключевые слова:
портрет, художник, обличие, Гоголь, Уайльд   


В данном исследовании мы ставим целью сравнение изображений в произведениях “Портрет Дориана Грея” и «Портрет». Особое внимание уделяется частоте повторения изображения и согласованности контекста, в котором оно повторяется, как оценке его психологического значения для автора. В обоих произведениях авторов выдающимися работами являются призрачные портреты: в "Портрете Дориана Грея" работа, созданная Бэйзилом Холлвардом, и "Портрет" Гоголя представляющий собой демонический образ ростовщика, отца Б. Эти портреты изображены так, словно они способны воплотить души изображённых на них людей. В похожих эпизодах произведений, герои бросаются в ноги художников и умоляют докончить свои портреты, например в "Портрете": "если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественную силою удержится в портрете" [1]. Тем временем Дориан, с подавленным рыданием, умоляет Бэйзила не уничтожать его портрет, так как «это было бы убийством, ведь этот портрет часть меня! » [2]. В «Портрете» ростовщик умирает в тот же день, когда расстается со своим портретом, в то время как Дориан умирает, пытаясь уничтожить свой портрет, что показывает зависимость жизни от искусства, а не наоборот, а это является нарушением традиционного концепта искусства. "Портрет Дориана Грея" последовательно представляет собой произведение, как смещенное проявление духовно-нравственных наклонностей художника, очевидного в отношении Бэйзила к своему первоначальному портрету Дориана: “но, когда я писал, мне казалось, что каждый мазок, каждый удар кисти все больше раскрывает мою тайну. И я боялся, что, увидев портрет, люди поймут, как я боготворю вас, Дориан. Я чувствовал, что в этом портрете выразил слишком много, вложил в него слишком много себя. Вот тогда-то я и решил ни за что не выставлять его..” Обнаженная тревога Холлуарда обостряется из-за страха перед судом других людей: «..но другие люди могли бы отгадать правду, а я не хочу обнажать душу перед их любопытными и близорукими глазами. Никогда я не позволю им рассматривать мое сердце под микроскопом." [4]. Способным скрыть свою идолопоклонническую страсть к Дориану, она всё же достигает пугающей разборчивости в его художественной работе. Сила портрета невольно раскрывать тайну своего художника также демонстрируется, когда сам Дориан Грей пытается рисовать, будучи вынужденным остановиться, так как «вдруг он заметил, что все лица, которые он рисовал, имели удивительное сходство с Бэзилом Холлуордом." [5], его портрет, разоблачает вину за убийство Холлварда, которую Дориан сознательно подавляет и способен скрывать. Утверждение Холлворда, во вступительной главе, доказывает, что саморазоблачение художника через портрет, является общим законом: "..всякий портрет, написанный с любовью, -- это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник." [6] Тема разоблачения нравственного характера художника в его искусстве, с уязвимостью к критическому изучению под «мировым микроскопом», становится доминирующей темой второй версии повести "Портрет", изданной Гоголем в 1842 году. Завершение морали заключается в том, что религиознопросвещенный отец Б. предупреждает своего сына, что «тот кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою ...Человеку, который вышел из дому в светлой, праздничной одежде, стоит только быть обрызнутым одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем”. Доминирующий образ в метафоре Гоголя заключается в том, что социальное пренебрежение и издевательство неизбежно вытекают из пятна греха прямо на уподобленный свету художественный талант. Образ "пятно греха" является доминантным лейтмотивом "Портрета Дориана Грея" у Оскара Уайльда. Как и страх Бэзила Холлварда попасть под "микроскоп" людей, основным образом Гоголя является общественное презрение в результате разоблачения, в виде указательных пальцев скопленной толпы людей. В "Портрете" 1842 года есть несколько конкретных примеров такого публичного разоблачения художника своим произведением искусства. Когда отец Б. создал практически безупречную картину исходя из зависти к своему ученику, его картина была отклонена после замечания церковного деятеля, указавшего, что: "...нет святости в лицах; есть даже, напротив того, чтото демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство." Эти слова делают «нечистое чувство» художника очевидным для всех зрителей, причиняя унижение и неприятие художнику. Аналогично, в случае с описанием поразительной картины своего давнего товарища, что стала причиной духовного кризиса Чарткова, для определения исключительности работы им  описываются только духовные качества "скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилась она над всем”, а не эстетические атрибуты. Это не встреча с чистой душой, что заставляет Чарткова осознать разложение его собственной души, но столкновение с произведениями искусства, на которых эта чистая душа изображена. Отец Б., являющийся образцом просвещенного художника заявляет, что не может быть презренного предмета для великого искусства, поскольку «невидимо пронизывает его прекрасная душа создавшего», напоминая нам концепцию Бэзила Холлварда о талантливом произведении, как об отображении его художника, а не натурщика. Такая прямая причинно-следственная связь, в которой произведение искусства становится местом разоблачения для души его художника, предлагает одно потенциальное решение проблемы критического восприятия отсутствия фаустовской драмы в «Портрете». В соответствии с этим, ухудшающееся качество произведений Чарткова прямо представляет упадок и разложение его души. Намерение Чарткова законно приобрести и уничтожить талантливые произведения искусства определяется как “самое адское намерение, какое когдалибо питал человек” это максимум, исключающий возможность более глубокой деградации, в соответствии с последовательно выраженной концепцией произведения искусства Гоголя, как первичного выражения души, для которого человеческая жизнь является вторичной средой. Таким образом, мы можем сказать, что в “портретах” Н. В. Гоголя и Оскара Уайльда, работы, созданные художниками, отображают их чувства, ценности, а также оказывают огромное влияние на моральный облик и даже судьбу героев. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Экажева З.В., Кодзоева Ф.З. ПОРТРЕТ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ ОСКАРА У. «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»И ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» // Вестник науки №7 (28) том 3. С. 51 - 55. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3450 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3450



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.