'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  126 просмотров

Селивёрстова М.А.

  


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос об ответственности за нарушение водного законодательства, анализируется эффективность института ответственности, а также вопросы судебной практики и др.   

Ключевые слова:
нарушение водного законодательства, ответственность, водные объекты, водное право   


В широком смысле правовые нормы призваны снижать общий уровень конфликтности социальных отношений, гармонизировать индивидуальные, групповые и государственные интересы [6, ст. 59]. Нормы водной отрасли права должны приводить интересы социума в соответствие возможностям Земли. Одним из методов оценки эффективности правовых норм выступает сравнение количества фактов правомерного поведения к числу случаев противоправного. Эффективность нормы в этом случае определяется ее влиянием на правовое поведение граждан [6, с. 60]. Анализ имеющейся информации позволяет сделать вывод, что нарушения водного законодательства носят повсеместный и массовый характер [5]. Наиболее типичными из них являются: превышение органами местного самоуправления предоставленных полномочий при осуществлении нормативноправового регулирования, ненадлежащее исполнение территориальными подразделениями Росводресурсов возложенных на них функций, нарушения требований ст. 6, 11, 35, 44, 56, 60, 65 Водного кодекса Российской Федерации. Водное право на данный момент объективно нуждается в научнообоснованных изменениях. Однако водное законодательство РФ находится в таком состоянии, при котором недостаточно разработать нормативнотехнические акты, установить нормативы качества и объемов водных ресурсов. В настоящее время эти меры не смогут снизить количество водных правонарушений, или иначе минимизировать негативное антропогенное воздействие на водные объекты. Водное право в России нуждается в более прочной позиции, так как регулированием водных отношений занимаются другие отрасли права, для которых они не является основными. Особое внимание следует уделить институту ответственности за нарушение водного законодательства. На сегодняшний день он не является тем инструментом, который может обеспечить строгое соблюдение всех норм и требований по использованию и бережному отношению к природным богатствам [2, ст. 59]. Построение санкционных норм затрудняет привлечение виновного лица к ответственности. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 № 14 для привлечения виновного лица к юридической ответственности необходимо установить факт события самого правонарушения, установить наличие признаков преступления, если речь идет об уголовном преступлении. При этом особое внимание уделяется выявлению причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда водным объектам (в материальных составах). Необходимо выяснить, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли  противоправные деяния в состоянии крайней необходимости. Однако учитывая специфику воды правонарушение, такое как, например, загрязнение вод, может совершаться как на водном объекте, так и с суши, а в Докладе отдельно оговорено, что интенсивная хозяйственная деятельность может активизировать природные факторы, провоцирующие ухудшение качества вод. В процессе реализации положений водного и земельного законодательства, а также взаимоотношений между сторонами возникают различные споры, которые служат поводом для обращения в суд. На практике суды сталкиваются с различными категориями дел. Первая из них связана с требованием отмены постановлений о привлечении к административной ответственности по фактам самовольного занятия водного объекта или пользования им с нарушением установленных условий. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ пользование водным объектом в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование или договора водопользования образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ. Арбитражный суд, ссылаясь на ст.7.6 КоАП РФ, разъяснил, что объективная сторона указанного административного правонарушения предусматривает необходимость доказывания административным органом либо факта самовольного занятия водного объекта или его части, либо использования водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользования с нарушением его условий. При этом действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а не статьей 7.6 КоАП РФ. Практика судов идет в данном случае как по пути признания требований о признании незаконным и отмене постановления контролирующих органов подлежащими удовлетворению, так и по пути отказа в удовлетворении данных требований. При этом большую роль в удовлетворении заявленных требований играет представление относимых и допустимых доказательств, однозначно подтверждающих факт совершения заявителем правонарушения, а также соблюдение установленного законом порядка применения административного взыскания. Возвращаясь к институту ответственности за нарушение водного законодательства состоит обратить внимание на трудности в разграничении уголовного преступления от административного правонарушения, определении степени общественной опасности [9, c. 164]. Учитывая активность хозяйственной деятельности и разнообразие субъектов водопользования затруднительным оказывается найти виновное лицо. При таком построении института, хотя и отвечающим на первый взгляд принципу справедливости, у виновного лица гораздо больше возможностей избежать негативных последствий за совершенное правонарушение, чем у государственных органов оснований для привлечения к юридической ответственности. И для разрешения этих проблем недостаточным является повышение размера штрафных санкций. Необходимо изменение подходов к юридической ответственности за экологические, в частности водные, правонарушения, гарантирующих неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. И этого невозможно достигнуть только за счет изменения правовых норм, требуются глубокие законодательные и организационные изменения российской системы управления охраной окружающей среды и природопользования. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Селивёрстова М.А. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №7 (28) том 3. С. 56 - 60. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3451 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3451



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.