'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 3
  4. Научная статья № 21

Просмотры  176 просмотров

Раздобурдин В.В.

  


ДОЗНАВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
в статье исследована роль дознавателя в уголовном процессе, как на стадии осуществления неотложных следственных действий, так и во время осуществления дознания, как формы предварительного расследования. Сделан вывод о необходимости усиления процессуальной независимости дознавателя и уменьшения функций органов прокуратуры при осуществлении дознания   

Ключевые слова:
дознание, дознаватель, орган дознания, предварительное расследование, процессуальная независимость, надзор, прокурорский надзор   


Для государств правовой семьи континентального права характерен двухэтапный процесс следствия, включающий в себя как судебное следствие, так и предварительное расследование дела. В этом состоит характерное отличие семьи континентального права от системы общего права, в рамках которой существует исключительно судебное следствие, а роль суда в процессе расследования является более активной и направляющей действия обоих сторон судебного процесса. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы осуществления предварительного расследования дела: предварительное следствие и дознание. Дознание является сокращенной формой досудебного расследования и применяется по отношению к ряду преступлений небольшой и средней тяжести, невысокая сложность которых позволяет осуществить предварительное расследование без привлечения следователя в рамках упрощенной процедуры дознания. Частью второй статьи 40 УПК РФ установлены полномочия органов дознания, которые выполняет уполномоченный представитель органов дознания – дознаватель. Такие полномочия можно разделить на две большие группы: 1. Исполнение неотложных следственных действий по тем делам, где предварительное расследование дела является обязательным. 2. Выполнение функций дознавателя при осуществлении предварительного расследования в форме дознания. Таким образом, первый «блок» полномочий связан с осуществлением дознавателем неотложных следственных действий. Как отмечает Л.П. Плеснева, неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания, дознавателем, следователем в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Следует отметить, что уголовно-процессуальный институт неотложных следственных действий, сам по себе, является предметом серьезных научных дискуссий. Как отмечает И.А. Ретюнских, к признакам неотложных следственных действий относят неотложность, неповторимость, незаменимость, целенаправленность, первостепенность, самостоятельность, регулятивность. Вместе с тем, законодательство оставляет широкую дискрецию для правоприменителя, не устанавливая исключительного перечня неотложных следственных действий. Таким образом, следует констатировать, что дознаватель, на стадии начала досудебного расследования дела и передачи материалов уголовного дела следователю, фактически наделен всеми полномочиями следователя. На первый взгляд, такая дискреция может показаться излишне большой, однако, следует учитывать то обстоятельство, что непроведение какого-либо неотложного следственного действия может привести к существенному  усложнению либо же, вообще, невозможности дальнейшего эффективного расследования дело. Именно исходя из вышеизложенного, процессуальная роль дознавателя в начале досудебного расследования любого дела исключительно велика, так как от качества проведения неотложных следственных действий, правомерности закрепления результатов этих действий в соответствующих процессуальных документах во многом зависит успешность дальнейшего расследования дела. На дознавателей также действующим уголовно-процессуальным законом возложено проведение дознания по тем делам, в отношении которых УПК РФ не требует обязательного проведения досудебного следствия. Рассматривая правовой статус дознавателя, следует отметить наличие существенных отличий между правовым статусом дознавателя и следователя при осуществлении предварительного расследования. Следователь, при проведении расследования, пользуется процессуальной самостоятельностью. Как отмечает Т.С. Спешилова, процессуальная самостоятельность следователя заключается в принятии им самостоятельных решений о направлении и ходе предварительного следствия, за исключением случаев, когда на их проведение требуется разрешение судебных органов. Процессуальная независимость следователя состоит и в том, что в вопросах осуществления расследования, он подчиняется исключительно начальнику соответствующего следственного отдела, в то время как руководитель органа, осуществляющего расследование, не имеет процессуальных полномочий вмешиваться в ход осуществления расследования. Вопрос о процессуальной самостоятельности дознавателя остается дискуссионным. На сегодняшний день большинство исследователей признают процессуальную самостоятельность дознавателя, учитывая то обстоятельство, что в соответствии со статьей 41 УПК РФ, дознаватель наделен правом самостоятельно производить следственные действия. Вместе с тем, процессуальная самостоятельность дознавателя является ограниченной по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя. Дознаватель, в отличие от следователя, лишен возможности обжалования действий своего руководителя у вышестоящего руководителя. Кроме того, если следователь должен выполнять требования прокурора относительно устранения нарушений процессуального законодательства, то дознаватель полностью подконтролен прокурору, который имеет право, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, давать обязательные к исполнению поручения. По нашему мнению, процессуальная самостоятельность дознавателя нуждается в расширении. Сам факт наличия права органов прокуратуры давать дознавателю обязательные к исполнению поручения о проведении следственных действий противоречит роли органов прокуратуры на стадии досудебного расследования, как надзорного органа. Очевидно, что орган, который дает указания о проведении следственных действий не может эффективно осуществлять контроль за ними вследствие наличия прямого конфликта интересов. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным лишение органов прокуратуры такой функции и расширение процессуальной самостоятельности дознавателя. Как видим, дознаватель является важной процессуальной фигурой в уголовном процессе. Вместе с тем, процессуальный статус дознавателя нуждается в пересмотре и увеличении его самостоятельности в уголовном процессе, что позволит разделить осуществление следственных действий и надзор за их осуществлением, позволит более эффективно защищать законные права и интересы всех участников уголовного процесса. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Раздобурдин В.В. ДОЗНАВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №7 (28) том 3. С. 113 - 117. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3462 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3462



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.