'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  315 просмотров

Албогачиева З.М., Хадзиева А.А.

  


ОБРАЗ ДАРЬИ ПИНИГИНОЙ В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» *

  


Аннотация:
в статье рассматривается образ главной героини повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»   

Ключевые слова:
Повесть, Распутин, автор, героиня, прощание, Дарья, образ   


Для раскрытия идейно-тематического содержания повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» очень важен образ Дарьи Пинигиной. Она хранительница очага и родовой памяти, автор воплотил в ней лучшие черты русской женщины. Дарья была старейшим жителем острова Матера: «Сидели у Дарьи, самой старой из старух» [1, с. 47]. Возраст для Дарьи не помеха, автор описывает ее сильной и трудолюбивой женщиной, усердно занимающейся своим хозяйством: «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству… И весь двор, весь огород на ней, а во дворе корова, телка, бычок с зимнего отела, поросенок, курицы, собака» [1, с. 47]. О внешности этой героини известно мало: «Старуха Дарья, высокая и поджарая, на голову выше сидящей рядом» [1, с.49]. Она частенько устраивала чаепитие и был у нее самовар, в котором она души не чаяла: «Подставила под самовар – большой, купеческий, старой работы, красно отливающий чистой медью, с затейливым решетчатым низом, в котором взблескивали угли, на красиво изогнутых осадистых ножках» [1, с. 52]. Чай и самовар были неизменными спутниками в жизни героини: «Без чаю-то худо, – от удовольствия, что пьет его, признавалась она…» [1, с. 52 ] Дарья, пережившая войну, смерть мужа и троих детей не сломилась под натиском ударов жизни, она была сильной женщиной, с волевым характером, могла постоять за себя и за других. Старики тянулись к ней, собирались у нее и обсуждали насущные проблемы. Дарья не может перенести затопление острова, героиня чувствует свою вину и ответственность за гибель родного дома, хоть и не в силах что-либо изменить. Она обрекает себя на душевные муки. Считает, что умершие не простят ее бездействия: «Седни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая. И что наособицу лягу. Лучше бы мне не дожить до этого – господи, как бы хорошо было! Не-ет, надо же, на меня пало. На меня. За какие грехи?!» [1, с. 78] Дарья усердно пыталась перевести могилы своих родных, неоднократно просила об этом сына Павла: «Может, хоть деда с бабкой твоих перенесли бы... Оно, конешно, грех покойников трогать... Да ить ишо грешней оставлять. Евон че творят! А ежли воду пустют» [1, с.82]. В отличие от ее сына и внука, для Дарьи это не просто переезд с привычного места, а гибель ее прошлого и настоящего. Смена поколений в повести очень символична, обыгрывается потеря связи между поколениями. Правнуки Дарьи не будут знать о Матере, и на этом история острова и его обитателей оборвется и забудется навсегда.  Дарья Пинигина, очень яркий и запоминающийся образ в повести. Это женщина с большой силой духа и твердого нрава об этом говорят многие ее поступки. В момент, когда на кладбище начали срывать кресты и уничтожать могилы Дарья проявила силу своего характера: «Чтоб счас же тебя тут небыло, поганая твоя душа! Могилы зорить... – Дарья взвыла. – А ты их тутхоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, упоганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит ?!» [1, с. 108]. Дарья была очень совестливым человеком и всегда помнила о наказах предков: «Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо – живи, на то тебе жить выпало. Вгоре, в зло будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись» [1, с. 126] «Ты, Дарья, много на себя не бери – замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть". Раньче совесть сильно различали. Ежли кто норовил без ее, сразу заметно, все друг у дружкина виду жили. Народ, он, конешно, тоже всяко-разный был. Другой и рад бы посовести, да где ее взять, ежли не уродилась вместе с им? За деньги не купишь» [1, с.135]. Сложнее всего Дарье давалось прощание с родной избой. Перед тем как уйти она начисто вымела и вычистила дом, в котором столько лет прожила: «Дарья повесила на окошки и предпечье занавески, освободила от всего лишнего лавки и топчан, аккуратно расставила кухонную утварь по своим местам. Но все, казалось ей, чего-то не хватает, что-то она упустила. Немудрено и упустить» [1, с. 190 ]. Вытащив из дома необходимые вещи (самовар в том числе) она наказала поджигателям не входить в дом после нее. Как и всякого покойника, Дарья символично подготовила свой дом к неминуемой гибели: «Чует, ох чует, куда я ее обряжаю» – думала Дарья, оглядываясь вокруг со страхом и смирением» [1, с. 196]. Таким образом, нами был рассмотрен образ главной героини романа В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья Пинигина сопричастна ко всему, что происходит на острове. Она обладает высокими моральными и патриотическими качествами. Дарья Пинигина – это добродетель, патриотизм, преданность, верность. Любовь к родному дому, природе, и ко всему живому. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Албогачиева З.М., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ДАРЬИ ПИНИГИНОЙ В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» // Вестник науки №7 (28) том 4. С. 4 - 7. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3463 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3463



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.