'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  173 просмотров

Свиридова В.В.

  


РИХАРД ШТРАУС «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА».СВЕРХЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ *

  


Аннотация:
в работе исследована взаимосвязь между романом Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», одноименной симфонической поэмой Рихарда Штрауса и фильмом Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Проанализирована открывающая мелодия Штрауса и ее влияние на поп-культуру, а также обозначены основные особенности образной составляющей мелодии   

Ключевые слова:
космос, сверхчеловек, поп-культура, Ницше   


1883 год. Писатель Фридрих Ницше издает философский роман «Так говорил Заратустра». 1896 год. Под впечатлением от книги, композитор Рихард Штраус пишет симфоническую поэму «Так говорил Заратустра», основанной на одноименном романе Ницше. 1968 год. Режиссер Стэнли Кубрик делает тему из части «Восход» оперы «Так говорил Заратустра» Штрауса, основанной на одноименной книге Ницше, одной из ведущих в своем культовом фильме «2001 год: Космическая одиссея». 2014 год. Композитор Ханс Циммер вставляет в саундтрек фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана мелодию из фильма Кубрика, а именно тему из части «Восход» оперы «Так говорил Заратустра» Штрауса, основанной на одноименной книге Ницше. Такая типичная в своем роде постмодернистическая конструкция очень сильно напоминает известный детский стишок о доме, который построил Джек. Каждая часть стихотворения Самуила Маршака [2, с. 1] рассказывает о новых обитателях фермы Джека. Строчки о них нанизываются одна на другую и при этом заканчиваются одной и той же фразой о доме, который построил Джек, приводя нас тем самым к истоку и началу этой истории, как происходит и с произведениями Ницше и Штрауса в истории мировой культуры. Ницше написал книгу, выразив в ней свою концепцию сверхчеловека, Штраус, вдохновившись идеями Ницше выразил эту концепцию в музыке. Его симфоническая поэма полностью повторяет структуру книги, а ее части даже имеют названия глав книги [3, с. 226]. Роман Ницше остался более обособленным от влияния на него поп-культуры, в то время, как поэма Штрауса еще до того, как была использована Кубриком, уже оказалась глубоко вписана в эту культуру. Поэму открывает величественная тема восходящего солнца. Мощные органные аккорды, тембр медных духовых и участие литавр придают ей особую грандиозность. Именно эта полутораминутная увертюра из первой части «Восход» стала самой узнаваемой. Ее использовал Элвис Пресли перед началом своих концертов и в некоторых своих записях, что уже бессознательно закрепило ее в головах многочисленных поклонников Короля рок-н-ролла. Поэтому, когда Кубрик решил ввести ее в саундтрек в фантастический фильм «2001 год: Космическая одиссея», увертюра Штрауса уже несла за собой внушительный шлейф отсылок к поп-культуре. Но Кубрик сумел поднять ее на совершенно новый уровень, превратив торжественную и величественную мелодию Штрауса в настоящий гимн Космоса. Философская картина Кубрика подобно произведению Ницше исследует природу человека и человечества, задается вопросами сверхразума и происхождения жизни. Это своего рода философское эссе в форме научнофантастического кино с психоделическими деталями. При этом, кроме темы Штрауса Кубрик использует вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», под который на экране величественно вальсируют сквозь пространства и время Вселенной технические достижения человечества – гигантские и прекрасные космические корабли. Увертюра Штрауса же появляется в картине всего три раза: в самом начале в кадре восхода солнца, отражающего рождения цивилизации, затем в сцене, где обезьяна после встречи с черным монолитом учится обладать первым оружием и в самом конце фильма, где переродившийся Дейв Боумен приближается к Земле в теле Звездного дитя. И все эти три сцены, где звучит «Так говорил Заратустра», являются моментами в фильме Кубрика, когда человек переходит на новый уровень сознания. А ницшеанский сверхчеловек находит отражение в кубриковском Звездном дитя. Таким образом Кубрик напрямую ведет диалог с Ницше посредством музыки Штрауса. Возникает своеобразный смысловой туннель времени между Кубриком и Ницше, проводником в котором выступает Штраус. Такая модель авторского высказывания могла бы оказаться завершенной и закрытой, если бы фильм Кубрика не стал культовым, оказав огромное влияние на целый пласт кинофантастики и став очередным кирпичиком в постмодернистической культуре. После Кубрика вступление из поэмы стало звучать в каждом втором фантастическом фильме, но создатели таких картин как «Человек на луне», «ВАЛ-ЛИ», «Охотники за привидениями», «История игрушек 2», «Симпсоны», «Тачки 3», «Стражи Галактики», «Ночь в музее» и многих других вели диалог через музыку Штрауса уже не с философскими идеями Ницше, а с космическим фильмом Кубрика. Эта полутора минутная мелодия стала одной из постмодернистских отсылок и цитат. Начало фильма Кубрика, совпавшее со вступлением поэмы Штрауса, превратилось в настолько запоминающийся образ, что стало существовать уже вне пространства фильма Кубрика, превратившись в обособленный культурный феномен. Даже если фильм или телепередача наподобие «Что? Где? Когда?» используют мелодию Штрауса вне контекста  «Космической одиссеи», она все равно бессознательно ассоциируется у зрителя с тем самым величественным восходом солнца из картины Кубрика. Так было до тех пор, пока Ханс Циммер не ввел в саундтрек космического фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» аккорды из «Так говорил Заратустра» Штрауса. Это была не просто цитата ради того, чтобы зритель испытал радость узнавания, это снова был диалог с высказыванием Кубрика и идеями Ницше, словно Циммер признал, что фильм продолжает традиции «Космической одиссеи», снова размышляя о вопросах времени и пространства в бескрайней Вселенной и места человека в ней, что выражается всего лишь в нескольких величественных аккордах Штрауса

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Свиридова В.В. РИХАРД ШТРАУС «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА».СВЕРХЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ // Вестник науки №7 (28) том 4. С. 8 - 11. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3464 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3464



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.