'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  352 просмотров

Часыгова Л.М., Албогачиева З.М., Хадзиева А.А.

  


МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» *

  


Аннотация:
в статье рассматривается мифологическая символика в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой», образ «Хозяина леса», образ «Древнего лиственя»   

Ключевые слова:
Распутин, Матера, остров, символика, повесть, образ   


В.Г. Распутин выдающийся советский писатель, один из наиболее значительных представителей деревенской прозы. Самым ярким его детищем является повесть «Прощание с Матёрой», в которой он описывает изменение в многовековом укладе жизни человека, неизменную связь человека с природой, а также преданность человека родной земле. В произведении В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» воплощена нравственно-религиозная и философская идея. Повесть относится к разряду деревенской прозы. «Деревенская проза – это одно из ведущих направлений русской литературы советского периода. Формирование художественных и нравственных основ связано с ранними произведениями А. Солженицына. Для деревенской прозы свойственна специфическая типология героя, позволяющая выделить образы «хранителей древностей» и образы «вольных людей» [2, c.111]. Автор поднимает в своем произведении актуальные проблемы: границы прогресса и роль природы в судьбе человека. Произведение насыщено богатой символикой. Как известно, символика является значительным атрибутом в любом художественном произведении. Через символы автор наводит читателя на ту или иную мысль, а порой передаёт основную идею произведения. В исследуемой нами повести присутствует множество мифологических символов. Одним из самых ярких образов в повести является образ «царского лиственя». Описанию этого дерева автор посвятил целую главу, а именно: девятнадцатую. Интересно то, что в повести дерево имеет мужское начало: «Но говорить «она» об этом дереве никто не решался; нет, это был он, «царский листвень» Так он и стоял заметный почти отовсюду и знаемый всеми» [1, с. 170]. Его боялись и уважали, ему приносили подношение, на нем вершили кару: «Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального» [1, с. 172]. Дерево имеет свою историю, свое прошлое и свой характер, оно наблюдает за течением жизни деревни. Лиственница и остров неразрывно связаны друг с другом: «Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им «царским лиственем» и крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера» [1, с. 172]. Матеру и лиственя ждала неминуемая гибель, они оба должны были пойти на дно. Дерево вросло корнями глубоко в землю и держалось за остров, не поддаваясь ни топору, ни огню, не пиле: «И вот настал день, когда к нему к «царскому лиственю» подступили чужие люди. Тот, что шел первым, с маху пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, – с  такой силой он спружинил обратно». [1, с. 176] «Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимымстоя на своем месте». [1, с.176]. Дерево олицетворяет неподвластную силу природы. Силу, противостоящую разрушительным ударам человека: «Один выстоявший, непокорный "царский листвень" продолжал властвовать надо всем вокруг» [1, с. 177]. Еще одним значительным мифологическим символом является неизвестный зверек – хозяин острова: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все. На то он и был Хозяин, чтобы все видеть, все знать и ничему не мешать» [1, с. 84]. Именно при помощи этого зверька автор наводит нас на мысль о том, что в скором времени в деревни случится нечто ужасное: «Знал Хозяин, что Петруха скоро распорядится своей избой сам. От нее исходил тот особенный, едва уловимый одним Хозяином, износный и горклый запах конечной судьбы, в котором нельзя было ошибиться. Вся деревня из конца в конец курилась по ночам похожим истанием, но у Петрухиной избы он чувствовался свежей» [1, с. 86]. Позже мы узнаем, что Петруха приложил руку к возгоранию своей избы. Невиданный зверек, не может изменить ход событий, он понимает, что Матера доживает свои последние дни, но несмотря на это не бросает обязанности хранителя острова: «Еще и потому он смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать. Он последний. Но пока остров стоит, Хозяин здесь он» [1, с. 86]. Он часть этого мира, но он в отличие от «царского лиственя» смирился с неизбежным концом Матеры. Таким образом, как было сказано выше в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» было очень много символичного и мифологического. Автор использует символику для более точного раскрытия идеи произведения. Образ «Хозяина Острова» и «Царского лиственя» определенно символизируют собой силу природы, тем самым подчеркивая порой губительное вмешательство человека в нее. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Албогачиева З.М., Хадзиева А.А. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» // Вестник науки №7 (28) том 4. С. 16 - 19. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3466 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3466



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.