'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  105 просмотров

Докукина М.И.

  


ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье исследуются основные сложности в области контрольно-надзорной деятельности государства, их особенности и причины. Описываются две главные категории подобных проблем, и устанавливается их степень связи между собой   

Ключевые слова:
контрольно-надзорная деятельность государства, нормативноправовая база, регуляторные требования, бюрократизация   


Система контрольно-надзорной деятельности государственного аппарата весьма запутана и сложна в своем функционировании. Она представляет собой совокупность представительств исполнительной власти различной значимости и полномочий, перечень нормативно-правовых актов и дополнительных официальных бумаг. Во всем обозначенном не существует четкой структуры и простой систематизации, чаще всего документы находятся в достаточно беспорядочном состоянии. Все существующие на данный момент трудности в сфере контрольнонадзорной деятельности можно разделить на 2 категории, а именно: нормативноправовые и системные. К первой категории относятся проблемы, связанные с количеством нормативно-правовых актов и их бессистемностью, а также сложностью отдельных формулировок в них и спорными моментами относительно использования на практике. Таким образом, пока не существует унифицированной системы для упорядочения действия по контролю и надзору в государстве. В сложившейся ситуации есть только объемные законы, отдельные постановления от Правительства Российской Федерации, особые положения от ведомственных служб и другие документы. По этой причине нередко происходит дублирование сфер ответственности и надзора для разных государственных органов, что запускает цепочку проблем в работе с отчетами и юрисдикцией в целом. Эту же проблему выделяются исследователи Г.А. Банных и А.В. Упорова, акцентируя внимание на области вет.надзора. Помимо этого, среди ученых широко обсуждается вопрос актуальности существующих нормативно-правовых актов, поскольку многие из них утрачивают свою актуальность с ходом времени и требуют отмены или существенных изменений. В частности эту проблему рассматривает Д.Г. Домрачев, который уточняет, что в современном законодательстве присутствует большое количество норм, вступивших в силу в период существования Советского Союза. Можно отметить, что описанная проблема постепенно решается Правительством РФ. Например, около двадцати тысяч устаревших нормативноправовых актов, утратили свою правовую силу и больше не используются в законодательстве. Д.Г. Домрачев, однако, отмечает ещё несколько проблем в нормативноправовой категории контрольно-надзорной деятельности. Одна из таких проблем – отсутствие прозрачности в формулировках пунктов, по которым осуществляется проверка органами контроля и надзора. Подобные положения могут привести к ситуации, в которой несколько учреждений по надзору с одинаковым набором полномочий и юрисдикцией требуют от организации соблюдения идентичных пунктов в совершенно разных их определениях и деталях. В данном случае, возможно прибегнуть к унификации требований и официальной трактовке, чтобы избегать разночтений в отдельных ситуациях. А.В. Упорова совместно с Г.А. Банных сформулировали еще одно предложение по решению данной проблемы. Они рекомендуют ввести систему единого алгоритма действий для органов контрольно-надзорной деятельности, что должно помочь с упорядочением процесса работы таких органов и его отлаженностью, и, помимо этого, решит проблему дублирования компетенций и специализаций органов исполнительной власти. Вторая категория проблем – системная – связана с работой самого аппарата исполнительной деятельности по контролю и надзору и со всеми его атрибутами и функциями. В данной категории одна из основных сложностей определена как узкий инструментарий для осуществления деятельности. В настоящее время первостепенным и почти единственным способом контроля со стороны государства является проверка. Во-первых, описанный подход с использованием только проверок существенно увеличивает оказываемое на малый и средний бизнес давление. Вовторых, проверки не помогают с устранением сложностей, которые уже обозначены и требуют быстрого реагирования и принятия мер. В-третьих, в связи с тем, что существует лишь один инструмент контрольных и надзорных действий, число использований проверок крайне велико, хотя, несмотря на это, в процентном соотношении весьма малое количество проверок заканчиваются выявлением каких-либо нарушений требований и официальным предъявлением штрафов. Вместе с этим, подобное высокое число проверок требует большого количества инстанций для их осуществления, что провоцирует дублирование уровней полномочий, о котором уже упоминалось ранее.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Докукина М.И. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Вестник науки №7 (28) том 4. С. 25 - 29. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3468 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3468



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.