'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  92 просмотров

Ондар С.А.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН КАК УЧАСТНИКОВ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
товары, работы и услуги, в том числе финансовые, могут в соответствии свободно перемещаться по территории Российской Федерации. Граждане и юридические лица свободны в реализации своих гражданских прав и обязанностей. Граждане становятся активными участниками отношений, объектами в которых являются ценные бумаги, в том числе и векселя. Не обладая необходимыми экономическими познаниями в этой сфере, граждане попадают в ситуации неоплаты векселей после их предъявления. Дела о банкротстве векселедержателей не могут быть эффективно проведены без учета специфики таких дел   

Ключевые слова:
граждане, усмотрение, осуществление права, ценные бумаги, векселя, векселедатель, векселедержатель, банкротство   


Единство экономического пространства Российской Федерации, основанное на частной собственности, предполагает, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, единообразное правовое регулирование правового статуса граждан (физических лиц) и юридических лиц во многих сферах их деятельности, в том числе и в расчетных отношениях. Большое значение имеют также и одинаковые технологии расчетных отношений, в частности, в проведении безналичных платежей, что позволяет обезопасить денежные средства субъектов гражданского права. Данное утверждение может быть подвергнуто критике в связи с тем, что и киберпреступность изобретает новые способы «добраться» до виртуальных кошельков граждан и счетов юридических лиц. Но данное обстоятельство не может остановить прогресс в этой сфере. Наглядно свои успехи в сфере развития безналичных расчетов демонстрируют ряд банковских структур нашей страны. Совершенствование технологий расчетных отношений с участием физических лиц приводит к тому, что граждане все больше переводят свои наличные денежные средства в безналичные или в имущественные права (права требования к банкам и другим кредитным организациям). Получение и расходование денежных средств физическими лицами становится в значительной степени «прозрачными». Тем самым и граждане, и банковские структуры активно участвуют в борьбе с незаконным получением наличных денежных средств в виде «серых» зарплат, «откатов», взяток, и прочих правонарушений и преступлений в экономической сфере и не только. Граждане являются участниками расчетных отношений, но не всех предусмотренных законодательством и иными источниками права видов расчетов. Например, только для предпринимательской деятельности предназначены расчеты и гарантии, построенные на известных Унифицированных правилах о документарном инкассо, Унифицированных правилах о документарных аккредитивах, Унифицированных правилах о платежных гарантиях и других [1, с. 49-57, 2, 3]. Зарубежные счета российских граждан также становятся «прозрачными» для государственных органов страны. Выявление таких счетов происходит, например, в связи с перечислением денежных средств на зарубежные счета со счетов в банках, расположенных на территории России. Вместе с тем необходимо исследовать и другой ракурс расчетных отношений с участием граждан. Эти отношения возникают там и тогда, когда гражданам обещают повышенные в сравнении с банковскими ставками проценты по их вкладам в векселя организаций. Рассмотренные арбитражными судами Уральского региона два дела Арбитражного суда Свердловской области №№ А60-16171/2009 и А60-24947/2009 (о банкротстве компании-страхового брокера и страховой компании соответственно) показали  размах финансовых операций с участием граждан, которые в обмен на их денежные средства получали векселя, не имеющие никаких изъянов по своей форме. Как известно, вексель порождает ничем не обусловленное обязательство[4].. Основание его выдачи не имеет юридического значения. И, на самом деле, если изучать каждый отдельный вексель, который был основанием включением в реестр конкретного кредитора, и даже если изучить ряд векселей, полученных одним и тем же кредитором, то ничего утешительного для отдельного гражданина сказать невозможно, кроме того, что он сам виноват, что принес денежные средства в указанные компании, а не передал их в банк. Но особенностью указанных выше дел было то, что пострадавшие (за исключением аффилированных физических и юридических лиц) граждане численностью более 200 человек передали векселедателю более 300 миллионов рублей, а взамен получили векселя, которые, по своему содержанию, ничем не отличаются от конфетной обертки, именуемой фантиком. Какие же проблемы в правовом регулировании вексельных отношений с участием граждан выявлены в ходе участия кредиторов в двух вышеуказанных делах? Первая проблема: отсутствие в российском и международном вексельном законодательстве понятия «совокупность» векселей одного или нескольких аффилированных между собой эмитентов. Разработка данной категории позволила бы арбитражным судам при рассмотрении дел о банкротстве таких компаний-векселедателей исследовать вопросы оснований выдачи векселей, а также давала бы возможность невключения в реестр требований кредиторов должника требований аффилированных к нему компаний. Кроме того, судам должно быть предоставлено право на назначение по указанным делам комплексных экономических, бухгалтерских, аудиторских экспертиз в государственных экспертных организациях с целью установления направлений расходования векселедателем полученных от граждан денежных средств, тем более, когда эти денежные средства были приняты в качестве наличных денежных средств.  Дела по банкротству страхового брокера и страховой компании (как авалиста) показали, что выдача векселей, выданных в обмен на денежные средства, не контролируется государством. Вместе с тем эти два дела показали, с каких размахом может быть осуществлен сбор денежных средств при полном отсутствии какого-либо обеспечения. На собранные денежные средства содержался не только «генералитет» этих двух компаний и приближенные к ним лица, но и руководство многочисленных филиалов страхового брокера и многочисленные страховые компании-агенты. Кроме того, полученные от граждан денежные средства использовались для создания иных компаний под эгидой руководителей тех же компаний. Деятельностью этих двух и третьей (инвестиционной) компании были охвачены граждане не только Свердловской области, но и Пермского края, Оренбургской и других областей. Для деятельности всех компаний, входивших в этот выстроенный совершенно холдинг, характерно то, что каждый человек, который был причастен к их деятельности был осведомлен о необеспеченности сбора денег под выдаваемые векселя. Это был огромный механизм, который ничего не делал и не предпринимал для возврата взятых в долг денег. Но вот с созданием «дружественной» кредиторской задолженности все было замечательно, поскольку организаций было много, между ними производились постоянные расчеты (реальные ли?), что позволило увеличить «дружественную» кредиторскую задолженность в банкротстве страхового брокера более чем на 250 миллионов рублей. Этот факт, соответственно, сыграл злую шутку со всеми другими кредиторами на собраниях кредиторов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ондар С.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН КАК УЧАСТНИКОВ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №7 (28) том 4. С. 30 - 34. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3469 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3469



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.