'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 1
  4. Научная статья № 1

Просмотры  137 просмотров

Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В.

  


ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-29-14019), Институт психологии РАН. Статья посвящена теоретическому анализу и эмпирическому изучению предикторов формирования предпринимательской культуры у старших подростков в связи с такими факторами, как проявление познавательной активности, открытость познавательной позиции, осведомленность о предпринимательской деятельности. Получено, что при сформированности открытой познавательной позиции, знания по химии выделяются ими как специальные для потенциального современного предпринимателя. Такой факт, обусловлен высоким уровнем усвоения предметных знаний и особыми способами мышления учащихся данной группы   

Ключевые слова:
старшие подростки, открытая познавательная позиция, предпринимательская культура   


Процесс глобальных экономических изменений во многих странах предполагает наличие определенных ресурсов: внешних и внутренних. Внешние ресурсы обеспечиваются уровнем развития промышленности и информационных технологий, переходом от ресурсной к высокотехнологичной (цифровой) экономике; трансформацией рынка труда, созданием благоприятных условий для развития предпринимательства и т.п. Внутренние ресурсы связаны с человеческим потенциалом, с личностью, ресурс которой во многом обусловлен интеллектуальными и личностными особенностями; способностями, формирующимися в условиях семьи, системы образования (Exakusto, Kibalchenko, Kompaniets, 2015). Объединение внешних и внутренних ресурсов способствует успешности и эффективности как отдельного человека, так и страны в целом. Одной из «точек пересечения» внешних и внутренних ресурсов является предпринимательство. При этом обнаружено (Джанерьян, Солдатова, 2012), что примерно 90% молодежи выражают интерес к предпринимательству, однако желание и готовность заниматься своим бизнесом выражают 54% опрошенных, 20% респондентов рассматривают такую возможность в перспективе, а реальный интерес и конкретные действия к, собственно предпринимательской карьере, выражают лишь 16% респондентов. Объяснение такой дихотомии (между желанием и реализацией предпринимательской деятельности) может объясняться тем, что способности у лиц, проявляющих готовность к предпринимательской деятельности, и лиц, самостоятельно занимающихся бизнесом, существенно различаются [6]. Изучение предпринимательских способностей как дескриптора успешности предпринимательской деятельности [2] выявило корреляционные связи предпринимательского потенциала с характеристиками молодых людей: с уровнем способностей к предпринимательской деятельности (r=0,408); с внутренней мотивацией (r=0,33); с внешней положительной мотивацией (r=0,35). Можно заключить, что у молодых людей должен быть сформирован определенный ресурс как предиктор успешности в предпринимательской деятельности. Анализ факторных структур предпринимательских способностей субъектов, потенциально готовых к предпринимательской деятельности, стал основанием для классификации потенциальных предпринимателей: «Предприниматели-разработчики проектов»; «Предприниматели-исполнители»; «Предприниматели-организаторы» («Истинные предприниматели»). Соответственно, выявлено, что в качестве одного из основных критериев предпринимательской успешности выступает структурное своеобразие высоко сформированных характеристик, обеспечивающих эффект предпринимательских способностей: готовность к преодолению трудностей; креативность; гибкость мышления; коммуникативность и т.д. [3]. Полученные результаты отражают актуальность выявления предикторов предпринимательских способностей и предпринимательской культуры у подрастающего поколения (старших подростков) как необходимого элемента интеграции внешних и внутренних ресурсов. Предпринимательская культура, с одной стороны, понимается как основа построения предпринимательских способностей. С этой точки зрения среди свойств культуры предпринимательства выделяют следующие: аккумулятивность – склонность к восприятию открытых способов и предметов деятельности; модификация – способность обогащать или обновлять свои культурные традиции в целях адаптации к внешней среде или внутренней интеграции; результативность – способность продуктивно функционировать за счет большего числа носителей культуры и за счет их энергичности; амбивалентность – способность предпринимателей вызывать двойственность переживаний, что позволяет использовать нормы и ценности культуры в выборе принципов [5]. С другой стороны, предпринимательская культура – это своеобразный интеллектуальный инструмент, обеспечивающий эффективность предпринимательской деятельности [5]. Учитывая все указанные аспекты предпринимательской  культуры как основы развития предпринимательских способностей, предпринимательского потенциала, необходимо большое внимание уделять возрастным предпосылкам ее формирования. Анализируя возрастные предпосылки к формированию предпринимательской культуры и предпринимательских способностей: комплекса соответствующих интеллектуальных и личностных особенностей, особенностей регуляции своего поведения, креативности и т.п., можно утверждать, что таким сенситивным периодом в жизни человека является подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет). При этом необходимо учесть научные факты о том, что от степени реализованности интеллектуального потенциала зависит степень проявления познавательной активности как важного компонента интеллектуального ресурса подростка. Понятийное мышление в этом возрасте способствует развитию «интеллекта взрослого типа» и личностной рефлексии [4]. Для старших подростков характерна высокая познавательная мотивация, развитие ответственности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности и самоконтроля поведения. Таким образом, интеллектуально-личностный ресурс, активно формирующийся в подростковом возрасте, является основой для развития предпринимательской культуры и способностей к предпринимательской деятельности, включая умение ставить цели, брать на себя ответственность, эффективно распоряжаться собственными ресурсами, лидерские качества, креативное мышление и т.п.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №8 (29) том 1. С. 5 - 12. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3476 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3476



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.