'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 28

Просмотры  143 просмотров

Матвеева Н.А., Амелин Н.М.

  


РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОС ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СУДОГОДСКАЯ РИВЬЕРА» (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации. Анализируется опыт и статистика деятельности ТОС в регионах России, приводятся плюсы данной организации управления. В качестве самостоятельного примера рассматривается ТОС «Судогодская Ривьера», расположенное на территории Владимирской области. Предлагаются пути разрешения выявленных проблем, а также прогнозируются перспективы развития ТОС в России.   

Ключевые слова:
территориальное общественное самоуправление; местное самоуправление, перспективы ТОС.   


На сегодняшний день территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) является одним из универсальных способов организации населения в пределах того или иного муниципального образования, целью которого является осуществление гражданами «собственных инициатив по вопросам местного значения» [3], о чем говорится в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Возможность образования такой специфической формы организации местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ, закрепленного статьей 130 [1]. Порядок образования и деятельность ТОС регламентируется ФЗ «О некоммерческих организациях», Законами субъектов РФ о ТОС, уставами муниципальных образований, положений представительных органов местного самоуправления. На основании вышеизложенного можем констатировать, что нормативная база относительно ТОС на данном этапе достаточно развита. ТОС имеет немало преимуществ перед другими формами осуществления местного самоуправления. Население ТОС получает возможность самостоятельно решать свои вопросы, улучшать качество жизни путем проведения культурных мероприятий, облагораживания территорий, оказания содействия занятости населения, организации охраны территории и реализации иных направлений в соответствии со своими потребностями. Законодательством также предусмотрена возможность создания ТОС как в качестве, так и без образования юридического лица. Наконец, жители ТОС освобождаются от бремени уплаты налогов. Таким образом, важнейшей целью ТОС является всестороннее развитие конкретной территории, в чем заинтересован не только субъект РФ, муниципальное образование, но и сами граждане, избравшие данный способ самоуправления. Численность населения, осознающее такое преимущество, возрастает, что, безусловно, является положительной тенденцией. Позитивным аспектом является упрощенная процедура образования ТОС. В первую очередь, необходимо наличие инициативной группы, состоящей не менее чем из 3 граждан, достигших возраста 16 лет, которые проживают на соответствующей территории. Эта группа совершает все подготовительные действия, необходимые для организации собрания/конференции, на которых будет решаться вопрос об образовании ТОС (определение места проведения учредительного собрания, уведомление проживающих на территории лиц о предстоящем собрании/конференции, его времени и месте). Далее проводится учредительное собрание/конференция, на которых непосредственно решается вопрос о создании ТОС. Следует отметить, что собрание проводится в случае, если на территории проживает менее 300 человек, конференция – более 300. Собрание граждан по организации ТОС считается легитимным, если в нем приняли участие не менее 1/3 жителей конкретной территории, достигших возраста 16 лет; конференция граждан по организации ТОС считается легитимной, если в ней приняли участие не менее 2/3 избранных делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей данной территории [4]. На учредительном собрании избирается председатель и секретарь собрания, утверждается повестка собрания, принимается решение о создании ТОС, принимается Устав ТОС, определяются границы ТОС, выбираются органы управления, решается вопрос о наделении (не наделении) ТОС статусом юридического лица. По окончании учредительного собрания составляется протокол, который включает в себя ход собрания/конференции, решения, принятые в результате проведенного мероприятия. Затем инициативная группа обращается в Совет народных депутатов муниципального образования с ходатайством об установлении  границ ТОС. Устав ТОС подлежит регистрации в администрации муниципального образования. Именно с момента такой регистрации ТОС считается учрежденным. Применительно ко всей Владимирской области темпы развития ТОС незначительны. Если обратиться к статистике, на сегодняшний день в нашей области ТОС, зарегистрированные в качестве юридического лица, отсутствуют. Сравним наши показатели с соседними областями: в Московской обл. 9 ТОС, Нижегородская обл. – 21 ТОС, Ивановская обл. – 6 ТОС, Ярославская обл. – отсутствуют, Рязанская обл. – 25 ТОС. Иначе говоря, в центральной части России тенденция к образованию ТОС в качестве юридического лица незначительна. В доказательство этого, приведем статистику субъектов, расположенных в других частях РФ: в Омской обл.зарегистрировано 74 ТОС, в Пермском крае – 106, в Самарской обл.146, наконец, лидером по количеству ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица, является Волгоградская обл. – 1098 ТОС (данные приведены на 1 января 2018 года). Проследить количество ТОС, не являющихся юридическими лицами, сложно: по официальным данным специалистов движения Народного Фронта, на 1 февраля 2018 года во Владимирской области функционирует 109 ТОС. Из них в городе Владимире действует 47 комитетов ТОС, которые в своей деятельности опираются на помощь председателей советов многоквартирных домов, уличных комитетов, ТСЖ и др. Однако, в соответствии с исследованием, проведенным Б.В. Карцевым, во Владимирской области насчитывается 328 ТОС [7]. То, что оба источника так сильно разнятся, в очередной раз подтверждает трудности в точных подсчетах всех существующих ТОС, не зарегистрированных в качестве юридических лиц. Во Владимирской области имеет место тенденция формирования ТОС «сверху», когда власти как бы «насаждают» идею создания ТОС населению. Так, например, в соответствии с Положением «О ТОС на территории муниципального образования Гусь-Хрустальный район» указывается, что на данной территории «ТОС может осуществляется в следующих формах (органы ТОС): на территориях крупных населенных пунктов (город и поселки) уличные комитеты (уличкомы); на территории сельских населенных пунктов - старосты; другие формы (органы), избранные на собраниях, сходах жителей» [6]. Таким образом, муниципалитет изначально предусмотрел рекомендуемую форму осуществления ТОС для жителей ГусьХрустального района. В Положении о ТОС на территории муниципального образования город Владимир устанавливается следующее: «Для организации и непосредственной реализации функций ТОС, собрание (конференция) граждан избирает комитет территориального общественного самоуправления (далее - КТОС)» [5].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Матвеева Н.А., Амелин Н.М. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОС ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СУДОГОДСКАЯ РИВЬЕРА» (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 126 - 130. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/348 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/348



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.