'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  162 просмотров

Пикалова А.Н., Эртель Л А.

  


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности организационной деятельности следователя по профилактике преступлений несовершеннолетних, анализируются основные этапы профилактической деятельности следователя. Следователь является субъектом, реализующим меры предупреждения преступности несовершеннолетних. В ходе расследования преступления, следователь обязан выявлять причины и условия, а также обстоятельства, способствующие совершению преступления несовершеннолетними.   

Ключевые слова:
расследование преступлений, следователь, профилактическая работа следователя, предупреждение преступлений.   


Борьба с преступностью является одной из актуальных задач нашего общества и государства. Важным и наиболее целесообразным способом борьбы с преступностью является предупреждение преступлений и устранение причин их порождающих. Определяя предмет науки криминалистики, А.И. Винберг отмечал, что она изучает не только технические и тактические приемы и средства расследования преступлений, но и изыскивает способы предупреждения преступлений [1, с. 4]. Согласно ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений. Должностное лицо, производящее предварительное расследование, является субъектом системы специальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Основой для функционирования подобной системы предупреждения преступности несовершеннолетних является обязанность следователя, дознавателя в процессе расследования выявлять причины и условия, а также обстоятельства, способствующие совершению преступления несовершеннолетними. Выявление подобных фактов соответственно требует от должностных лиц следственных органов принятия исчерпывающих и адекватных мер к их устранению и нивелированию, что само по себе частично отражает функциональную сущность системы профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних. Как справедливо указывают некоторые авторы: «К сожалению, на практике следователи уделяют очень мало внимания своей превентивной роли, что, в свою очередь, приводит к повторному совершению указанных преступлений» [2, с. 28]. В силу ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Исходя из смысла указанных норм уголовного и уголовно-процессуального закона, следователь не только вправе, но и обязан осуществлять профилактику преступности несовершеннолетних, как на стадии возбуждения уголовного дела, так и проводит воспитательно-профилактическую работу на стадии до следственной проверки независимо от результатов последней. В литературе понятие организации предупреждения преступлений определено неоднозначно. Так, Ф.К. Рябыкин отмечает, что «под организацией предупреждения преступлений понимается такое упорядочение (регулирование) предупредительной деятельности, которое позволяет достичь наибольшей ее эффективности с точки зрения поставленных целей» [3, с. 126]. Несколько другая трактовка организации предупредительной деятельности сформулирована профессором В.Д. Малковым, который дает следующее определение: «Под организацией понимается деятельность по формированию системы предупреждения преступлений и обеспечению процесса ее функционирования. Эта деятельность включает определение целей и задач системы предупреждения преступлений, ее информационноаналитическое обеспечение, криминологическое прогнозирование и планирование профилактических мероприятий, расстановку имеющихся сил и средств, обеспечение их  взаимодействия, координацию работы, контроль за исполнением, методическое, кадровое, материально-техническое и иное обеспечение» [4, с. 95]. Очевидно, что вопрос профилактики преступлений является актуальным и связан он отчасти с несвоевременным принятием мер по выявлению, устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Объектами воспитательно-профилактической работы следователя являются не только несовершеннолетние правонарушители, но и их законные представители, ближайшее окружение, должностные лица органов и учреждений системы профилактики. Поскольку специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних являются взаимосвязанными между собой, они образуют систему, которая включает в себя следующие этапы: - первичная профилактика; - воспитательно-профилактическая работа следователя на стадии производства по уголовному делу; - предупреждение рецидива или последующая профилактика. Следует отметить, что указанные этапы системы специальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних находятся в тесной взаимосвязи между собой, в связи с чем, их выделение является весьма условным и преследует чисто теоретические цели. Так, профилактическая работа следователя в большинстве случаях включает в себя первичную профилактику и предупреждение рецидива. Кратко рассмотрим указанные этапы. Первичная профилактика. По мнению отдельных авторов, на данном этапе следователь и дознаватель применяют специальные меры предупреждения уже начиная с момента появления у них первичной информации о готовящемся или совершенном несовершеннолетним преступлении [4, с.3]. В ходе до следственной проверки указанной информации следователь тесно взаимодействует с заинтересованными должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения и т.д.), законными представителями несовершеннолетних. На данном этапе следователь выполняет важную роль, независимо от результатов до следственной проверки (возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела). В любом случае следователю необходимо применять меры ранней профилактики в отношении несовершеннолетних, в том числе в отношении их законных представителей: родителей, приемных родителей, опекунов и др.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пикалова А.Н., Эртель Л А. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 131 - 137. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/349 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/349



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.