'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 3
  4. Научная статья № 30

Просмотры  143 просмотров

Плехова В.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается использование оперативно-розыскных возможностей в расследовании преступлений против собственности   

Ключевые слова:
ОРД, закон, преступления   


В современное время, в условиях существования российского государства со всеми вытекающими из него социальными явлениями, особую значимость и необходимость в рамках оперативно-розыскной деятельности выступает непосредственно совершенствование законодательной базы и правового регулирования в целом по вопросам использования оперативно-розыскных возможностей в раскрытии и расследовании преступлений, в частности против собственности. Выделение значимости использования оперативно-розыскных возможностей в процессе расследования преступлений против собственности обусловлено прежде всего тем, что количество совершаемых преступлений против собственности чрезмерно велико, что подтверждают соответствующие статистические данные. В 2016 году в Российской Федерации было зарегистрировано более 2 млн. преступлений. В 2017 году их количество было несущественно снижено, но при этом, оно превышало 2 млн. зарегистрированных преступлений. Более половины всех зарегистрированных преступлений составляют преступления против собственности, которые были совершены путем: грабежа (около 62 тысяч), разбоя (11,5 тысяч), кражи (871тысяча). В действительности, такие глобальные цифры ужасают, при этом приведены данные, подтвержденные официальной статистикой, но никто не знает о том, как много подобных преступлений вовсе не было зарегистрировано. Использование оперативно-розыскных возможностей представляет собой системную деятельность следователя (дознавателя), направленную на обеспечение процесса раскрытия и расследования преступления против собственности при помощи результатов оперативнорозыскной деятельности. Вопросы правового регулирования данного вида деятельности постоянно исследуются и анализируются большим количеством ученых-юристов: В.М. Атмажитовым, В.Г. Бобровым, Д.В. Гребельским, И.М. Гуткиным, Л.Н. Калинковичем и др. Необходимо отметить тот факт, что до 1992 года, оперативно-розыскная деятельность регулировалась в большинстве своем ведомственными (межведомственными) нормативноправовыми актами. Отдельные нормы, которые действовали до этого периода в законодательстве определяли лишь общие положения применения оперативно-розыскных мер, не учитывая специфику и обстоятельств расследования по той или иной категории дел. Принятие Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в 1992 году, а затем Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в 1995 году, позволило впервые на законодательном уровне: - сформировать российское оперативно-розыскное законодательство; - признать легитимность негласных форм, средств и методов противодействия преступности. Принятие и реализация федерального закона об ОРД показали, что оперативнорозыскная деятельность является одним из самых эффективных средств борьбы с неочевидными преступлениями, в том числе с преступлениями против собственности (кражами, разбоями, грабежами), совершаемыми преступными группами тайно и скрытно. Как справедливо отмечает Н.П. Водько, значение данного закона неоценимо, ввиду того, что: - оперативно-розыскная деятельность приобрела статус полноправного вида государственно-правовой деятельности; - с правового регулирования негласной работы государственных органов на подзаконном уровне в государстве сделан уверенный переход на уровень законодательного регламентирования; - впервые было сформулировано закрепленное на уровне законодательства определение оперативно-розыскной деятельности; - резко повысилось значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности; - была ликвидирована монополия на осуществление оперативно-розыскной деятельности и осуществлено законное расширение субъектов (государственных органов), которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность; - учреждена правовая регламентация ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере оперативно-розыскной деятельности; - осуществлено законодательное закрепление целей, задач и принципов, а также основополагающих положений и категорий оперативно-розыскной деятельности, сформулированных многолетней практикой. Говоря об объекте правового регулирования в оперативно-розыскной деятельности, следует отметить, что в качестве такового выступают правовые отношения, возникающие, длящиеся, и прекращающиеся в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. Несмотря на наличие полноценного законодательного акта, касающегося вопросов осуществления оперативно-розыскной деятельности, следует отметить, что он не регламентирует конкретные оперативно-розыскные мероприятия и действия в зависимости от категории преступления. Иными словами, в законе не указано как необходимо вести себя органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в процессе расследования преступлений против собственности или, например, против жизни и здоровья. При этом, в рамках преступлений против собственности существует значимая проблема, которая заключается в том, что организованные группы или же преступные сообщества, совершая в различных субъектах Российской Федерации продолжительное время преступления против собственности, оказывают весьма активное и упорное сопротивление расследованию, что в конечном итоге приводит к их низкой раскрываемости. Преступления, совершаемые организованными группами иди преступными сообществами, представляют наибольшую общественную опасность, ввиду того, что, как правило, они тщательное планируются и посягают на значительные материальные ценности. Все вышесказанное свидетельствует о том, что на сегодняшний день как в теории, так и на практике, отсутствует какой-либо системный подход в решении задач по повышению уровня использования оперативно-розыскных возможностей в раскрытии расследования преступлений против собственности, в связи с чем предлагается внести в федеральный закон соответствующие правки или же создать дополнительный, наиболее детализированный нормативно-правовой акт, касающийся раскрытия преступлений различных категорий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Плехова В.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ // Вестник науки №8 (8) том 3. С. 138 - 141. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/350 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/350



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.