'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  194 просмотров

Часыгова Л.М., Аушева Т.А., Хадзиева А.А.

  


ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Бэлы, Образ Княжны Мери, Образ Веры, Образ Ундины   

Ключевые слова:
Роман, Лермонтов, женские образы, любовь, Печорин, Мери, Вера, Бэла   


Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пестрит разнообразием женских образов. Героини отличаются по внешности, характеру и принадлежат разным социальным сословиям. Но все они несут в себе одну функцию, они помогают нам раскрыть внутренний мир главного героя (Григорий Печорин) и его отношение к любви. В произведении есть несколько ключевых женских образов. Наша первая героиня дочь князя, молодая черкешенка – Бэла. О ней мы узнаем в первой части романа, которая носит одноименное название. Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «И с каким бесконечным искусством обрисован грациозный образ пленительной черкешенки! Она говорит и действует так мало, а вы живо видите ее перед глазами во всей определенности живого существа, читаете в ее сердце, проникаете все изгибы его…» [2, c. 57]. Печорин увлекается ею с первого взгляда добивается ее любви и внимания: «Дьявол, а не женщин! но только вам даю мое честное слово, что она будет моя…» [1, c. 246] Но когда Бэла отвечает ему взаимными чувствами, герой начинает терять к ней былой интерес: «Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно…» [1, c. 259] «Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он выпил зараз, не оставив в нем не капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его», – утверждает В.Г. Белинский [2, c. 44]. История этой любви заканчивается трагически. Юная черкешенка погибает: «Глубокое впечатление оставляет после себя «Бэла»: вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна; вы летите мечтою на могилу прекрасной, но эта могила не страшна» [2, c. 57]. Однако, как отмечает один из персонажей романа: «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно» [1, c. 264]. Еще один значительный женский образ в произведении – Вера, бывшая возлюбленная Печорина: «Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда» [1, c. 350]. Она была женой дальнего родственника княгини Лиговской, муж был намного старше нее: «Она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа» [1, c. 312]. С Печориным же  ее связывало большое чувство любви и преданности: «…я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит» [1, c. 370]. В.Г. Белинский пишет: «Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина. Только что начинаете вы ею заинтересовываться и очаровываться, как автор в тот час же разрушает ваше участие и очарование какою-нибудь совершенно произвольною выходкою» [2, c.150]. Критик считает, что иногда Вера предстает перед нами женщиной глупой и слабой, а порой она кажется нам безгранично влюбленной и преданной: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться…и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!» [1, c.325] Он говорит, что Вера стала жертвой любовной тирании Печорина, тирании, которую она допустила из-за отсутствия гордости и чувства собственного достоинства: «Она обожает в Печорине его высшую природу, и в ее обожании есть что-то рабское» [2, c.151]. В конечном итоге их отношения заканчиваются тем, что вера вместе со своим мужем уезжает из города: «Если бы я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, – не говорю уж любить, - нет, только помнить» [2, c. 371]. По словам В.Г. Белинского, княжна Мери изображена писателем удачнее. О ней мы узнаем из дневника Печорина. Это молодая девушка становится предметом соперничества между Печориным и Грушницким. Одного, это соперничество губит, а второго забавляет. Мери признается Печорину в любви, но остается отвергнутой: «Княжна, сказал я, - вы знаете, что я над вами смеялся? Вы должны презирать меня» [1, c. 375]. «Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали я вас ненавижу…– сказала она» [1, c. 378]. В отличие от Веры, почувствовав себя оскорбленной и обманутой, она страдала безмолвно, но без унижения: «Она допустила обмануть себя; но. Когда увидела себя обманутою, она, как женщина, глубоко почувствовала свое оскорбление и пала его жертвою, безответною, безмолвно страдающею, но без унижения, – и сцена ее последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии. Но,  несмотря на это, и в ней есть что-то как будто недосказанное, чему опять причиною то, что ее тяжбу с Печориным судило не третье лицо, каким бы должен был явиться автор? – писал Белинский [2, c. 151]. Еще один интересный женский образ в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Ундина. Она словно тень промелькнула в жизни Печорина исчезла: «Решительно, я никогда подобной женщины не видывал» [1, c, 286]. Она таинственна, и в ней как будто есть какая-то загадка, которую очень хочется разгадать. Печорина привлекает в ней как он сам выразился «породистая внешность». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, отлив слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно» [1, c. 286]. В.Г. Белинский писал: «Это какая-то дикая, сверкающая красота, обольстительная, как сирена, неуловимая как ундина, страшная, как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая как тростник. Ее нельзя любить, нельзя и ненавидеть, но ее можно только и любить и ненавидеть вместе» [2, c.70]. Однако Печорин едва не поплатился своей жизнью из-за знакомства с этой девушкой. Девушка занималась контрабандой опасаясь того, что Печорин может им как-то навредить она решила его утопить: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» [2, c. 291]. Разгадав ее замысел Печорин сбрасывает ее в воду. Он думал, что она утонула, но потом увидел, что она самостоятельно выплыла на берег: «Я мог хорошо видеть с утеса все, что внизу делалось, и не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку» [1, c. 289]. Таким образом, мы проанализировали женские образы в романе «Герой нашего времени» великого русского писателя М.Ю. Лермонтова. Все четыре героини, безусловно – необыкновенные, яркие личности, которые привлекают к себе внимание с первых строчек. Они достаточно выразительны и разнообразны.  И все же, ни одна из них не стала для Печорина вечной любовью. Он не смог найти успокоение в любви ни одной из своих женщин. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Аушева Т.А., Хадзиева А.А. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» // Вестник науки №8 (29) том 2. С. 17 - 21. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3502 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3502



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.