'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  206 просмотров

Часыгова Л.М., Аушева Т.А., Хадзиева А.А.

  


ОБРАЗ ГРИГОРИЯ ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается образ Григория Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Характеристика главного героя, внешний образ   

Ключевые слова:
Герой, время, роман, Лермонтов, образ, характер   


Григорий Печорин – главный герой именитого романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он личность неоднозначная и противоречивая, благодаря чему он привлекает к себе внимание с первых страниц романа. Сущность этого персонажа еще до конца не изучена. Не случайно, Григорий Печорин, до сих пор вызывает у читателей бурные споры и полемику. М.Ю. Лермонтов четко вырисовывает внешний портрет нашего героя. Печорин, был офицером, а по своему происхождению принадлежал к дворянскому роду. Это был мужчина с привлекательной внешностью: «молодой человек лет двадцати пяти…» [1, с. 232] Автор пишет: «Он был такой тоненький, беленький» [1, с. 232]. «Среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности» [1, с. 271]. «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность;» [1, с. 272]. У Печорина были белокурые волосы, но несмотря на это, усы и брови были черными, на его лице были едва заметные морщины, немного вздернутый нос и карие глаза. Глазам автор придает особое значение: «Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» [1, с. 272] Из этого складывается мнение, что образ Печорина противоречив, как время, в котором он жил. Григорий Печорин воплощает в себе образ лишнего человека: «Лишний человек – социальнопсихологический тип, запечатленный в литературе 19 века; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела» [2, с. 485]. Он привык к светскому обществу, но оно его не привлекает. Многие персонажи романа называют его странным потому, что некоторые его поступки для них непонятны: «С большими был странностями» [1, с. 233] «Вы странный человек! Сказала она потом» [1, c. 340]. Печорину всегда скучно, герой неоднократно в этом признается: «Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к жужжанию и близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду» [1, с. 259]. Ему быстро все надоедает, он загорается  каким-то делом и также быстро потухает: «Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно» [1, с. 358]. Печорин стремится найти свое место в жизни: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные … Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных» [1, c. 358]. В поисках новых ощущений он вновь и вновь испытывает судьбу, играет с нею. Из-за его поступков также страдают другие люди. Он разбивает их судьбы: «С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий» [1, с. 311]. «Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» [1, с. 336] Гениальный русский критик В.Г. Белинский писал: «В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собою, очень глубоки, и в них же заключается противоречие между глубокостию натуры и жалкостию действий одного и того же человека» [3, c.103]. Он скрытный, хладнокровный, но при этом сильный, решительный и уверенный в себе человек. Его считают эгоистом и недолюбливают окружающие, он хорошо разбирается в психологии людей и благодаря этому подчиняет себе их волю, но при этом он всякий раз умудряется нажить себе врагов. Он их не боится, а даже радуется их присутствию: «Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь» [1, c. 340]. Главный герой произведения язвителен, дерзок и отчасти безнравственен, в чем он сам и признается: «Я сделался нравственным калекой». «С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние» [1, с.336]. Печорин признается, что не способен на дружбу. Он  считает, что в дружбе «один, всегда раб другого». Рабом он быть не может, а повелевать дело утомительное. Печорин обладает холодной рассудительностью, он контролирует свои эмоции. Чувствуется, его неудовлетворенность жизнью: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? … Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил … И, может быть я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно… одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец» [1, c. 359]. «Герой нашего времени» представляет собою несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью» [3, c.150]. Как писал сам М. Ю. Лермонтов ««Герой нашего времени» милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» [1. c, 216]. Произведение блестяще повествует о культуре, быте и нравах того времени, а название романа замечательно отразило главную тему повествования – поиск своего я. Таким образом, мы проанализировали образ Григория Печорина главного героя романа «Герой нашего времени». На примере Печорина М.Ю. Лермонтов пытался типизировать молодых людей своего поколения. Личность Печорина остается актуальной и по сей день. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Аушева Т.А., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ГРИГОРИЯ ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА // Вестник науки №8 (29) том 2. С. 22 - 25. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3503 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3503



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.