'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (29) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  123 просмотров

Юсуфова М.А.

  


РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ *

  


Аннотация:
рынок алкогольных напитков занимает ведущую позицию среди других отраслей пищевой промышленности России, принося значительный доход в государственный бюджет. Для того, чтобы решить проблему чрезмерного потребления алкоголя, нужно выявить методы регулирования, которые приведут к благоприятным исходам. В статье будут раскрыты методы, которые предпринимает государство в данной борьбе; будет рассмотрено прогнозирование внутреннего потребительского спроса на алкогольную продукцию, так как это является очень важной составляющей для прогнозирования ее производства   

Ключевые слова:
спрос на алкоголь, потребление алкоголя, заработная плата, нелегальная продукция, ограничение продажи, прогнозирование; ценовая доступность   


Потребление алкоголя является основным мотивом смерти около 2,5 млн. человек ежегодно и причиной огромных количеств болезней, которое оно вызывает. Это третий фактор риска заболеваний и нетрудоспособности населения мира, имеющий многозначащее значение. Около 4% всех смертей в мире происходят по причине потребления алкоголя, что превышает смертность от ВИЧ/СПИДа, насилия и туберкулеза.[4, с. 117.] Помимо этой проблемы, есть еще составляющая. Потребление спиртных напитков является неотделимым компонентом образа жизни и культуры населения во многих странах мира, в том числе, и в России, которая является одним из мировых лидеров по потреблению спиртных напитков.[2, c. 4.] Так по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на 2014 год потребления алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения в Российской Федерации составляет 10,1, лишь уступая семи странам: Германии, Люксембургу, Ирландии, Чехии, Франции, Эстонии и Литве. Алкоголь доставляет удовольствие, поднимает настроение, позволяет расслабиться, снять напряжение, однако помимо положительных эффектов есть множество отрицательных: негативное влияние на здоровье человека, вследствие этого производительность труда будет снижена, поэтому заработная плата тоже будет вынуждена сократиться. Согласно этим причинам необходимо принять меры для сокращения потребления алкоголя. Первое, что можно предпринять - это установка высоких цен на данный вид товара, что позволит потребителям отказаться от покупки спиртных напитков. Можно было бы поступить именно таким образом, если бы не было возможности перейти на товары-субституты. При повышении цены на пиво, люди перейдут на другой вид алкоголя, который в сравнении с пивом имеет низкую цену, но произойти так может не во всех случаях, так как это касается людей, которые только внедряются в процесс распития спиртных напитков и получения веселого настроения, так называемые «новички». Увидев высокую цену, они либо перейдут на товар-заменитель, либо потеряют интерес к приобретению спиртных напитков в принципе. Для подробного разбора следует рассмотреть эластичность спроса по цене и доходу Ссылаясь на таблицу можно заметить, что одни эластичности положительны, а другие отрицательны. Например, эластичность спроса по доходу на самогон меньше нуля, а на водку, пиво и вино — больше нуля. Это означает, что самогон — инфериорный товар, а остальные три типа алкогольных напитков — нормальные товары. Причем из этих трех спрос на пиво и на вино эластичны но доходу, а спрос на водку — неэластичен. Больше всего рост доходов повысит потребление вина, так как вино в России — преимущественно напиток богатых и «предмет роскоши» с точки зрения экономической классификации, а меньше всего — водки. В структуре потребления будет увеличиваться доля менее крепких алкогольных напитков — пива и особенно вина, что все же является позитивным изменением.[3, c. 86.] При рассмотрении таблицы после эластичности спроса по доходу слудет перейти к эластичности спроса по цене. Видно, что рост цен снизит величины спроса и на водку, и на пиво, и на вино (самогон в рамках официального рынка не продается, поэтому для него эластичность спроса по цене отсутствует). Все три спроса эластичны по цене. Причем сильнее всего среагирует на увеличение цен спрос на пиво, для которого эластичность спроса по цене — самая большая по абсолютной величине (3,017). Это очень обнадеживающий результат. Он показывает, что повышение цены пива может быть мощным фактором, снижающим его потребление. В последние годы в России особенно активно потребляет пиво молодежь, если повышение цен сократит потребление пива этой наиболее уязвимой группой россиян, такая мера может быть вполне оправданной. Низкая ценовая доступность является одной из главных причин незаконного потребления алкоголя. В особенности большим спросом пользуется нелегальная продукция, в том числе «домашняя» в сельской местности, что обусловлено низкими доходами населения. В России к местному напитку относят самогон.  Когда цены на алкоголь повышаются, потребители переходят на более выгодные для них варианты, такие как: самогон, боярышник и другие. Из-за которых потребление алкогольных напитков не сократится, а продолжит пагубно влиять на организмы тысячи человек. Поэтому государство предпринимает иные меры для выполнения данной цели. Одной из них является ограничение продажи этого блага. Ограничение продажи подразделяется на несколько форм, к которым можно отнести: часы продажи, дни, места, реклама в средствах массмедиа. То есть во многих магазинах после 22:00 продажа спиртных напитков запрещена, что уже снижает спрос на алкоголь в какой-то доле, существуют дни, когда нельзя приобрести данный напиток и покупка не состоится и места, в которых запрещается употреблять алкоголь, такие как: здравоохранения, общественный транспорт, место работы, находясь на этих локациях практически ежедневно человека даже не посетит мысль о том, чтобы в данный момент приобрести алкогольный напиток, реклама в свою очередь подсознательно действует на человека. Форкастинг внутреннего потребительского спроса на продукцию товаров, изготовленных на спиртовой основе, является самой важной частью прогнозирования объемов ее производства: объемы внутреннего потребления покрывают примерно две трети объемов производства водки, потребления вина примерно вдвое превышает объем отечественного производства, объемы производства и потребления пива можно сказать идентичны. Аппаратом для анализа и прогнозирования является система функций спроса. Теоретически, функция спроса на отдельный товар (группу товаров) выражается соотношением:   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Юсуфова М.А. РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ // Вестник науки №8 (29) том 2. С. 54 - 59. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3507 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3507



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.